• Приглашаем посетить наш сайт
    Фет (fet.lit-info.ru)
  • Долгополова С. А., Тархов А. Е.: Прижизненная иконография Тютчева

    ПРИЖИЗНЕННАЯ ИКОНОГРАФИЯ ТЮТЧЕВА

    Вводная статья и аннотированное описание
    С. А. Долгополовой и А. Е. Тархова

    Современники оставили довольно много словесных портретов Тютчева, и почти все они построены на противопоставлении «внутреннего» и «внешнего» человека. В 1854 г. дочь поэта Анна писала сестре Дарье: «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей...»1. В некрологе, составленном кн. В. П. Мещерским и отредактированном Ф. М. Достоевским, возник тот же дуализм духовного и вещественного: «Небольшого роста, с походкою небрежною, переваливающеюся, он внешним образом как будто выражал внутреннего человека: в этой внешней личности было что-то похожее на небрежность ко всему, что не было духовно, а было вещественно; самое его тело словно казалось ему тягостью, которую он осужден влачить...»2. В своей биографии поэта И. С. Аксаков закрепляет это противопоставление; в аксаковском портрете Тютчева, ставшем каноническим, соседствуют физическая немощь и «духа мощного господство» (по выражению А. А. Фета3): «Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный, необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокою думой; с рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах, — хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной, неугомонной мысли»4.

    Как же отобразился облик поэта в его прижизненных портретах?

    Известная нам прижизненная иконография Тютчева довольно обширна — ее составляют 26 портретов, сделанных в разные годы жизни поэта. 22 из них хранятся в Муранове, остальные четыре находятся в других хранилищах Советского Союза1*.

    Ранние портреты (1800—1820-х годов) разнообразны по технике исполнения: акварель на фарфоре, пастель, масло, итальянский карандаш. Имена художников, писавших эти портреты, до нас не дошли. 1830-м годам принадлежит только один портрет: он был написан в 1838 г. в Мюнхене художницей-дилетанткой графиней Ипполитой Рехберг. Эпоха рождения и расцвета дагерротипии (1840-е годы) оставила нам четыре дагерротипных изображения поэта. Самым ранним фотографическим изображением является портрет поэта, сделанный К. Даутендеем в 1850 или 1851 гг. так называемым способом Тальбота. В 1850—1860-х годах портреты Тютчева делают известные фотографы-художники: С. Л. Левицкий, Г. И. Деньер, И. И. Робийяр, Г. Ф. Штейнберг.

    Из всех тютчевских фотопортретов, пожалуй, наибольший успех выпал на долю двух, созданных Г. И. Деньером (1864) и С. Л. Левицким (1867). Общее у этих фотографий то, что на обеих поэт изображен в одинаковой позе — со скрещенными на груди руками. В 1911 г. исследователь Тютчева Р. Ф. Брандт, перечисляя известные ему портреты поэта, обратил внимание на повторяемость этой позы и сделал предположение, что она «д<олжно> б<ыть> любимая»5. Но дело было не только в этом. У фотографов того времени существовали излюбленные позы, в которых они снимали портретируемых; журнал «Фотографическое обозрение» писал о следующих положениях: «спокойно-равнодушном с опущенными руками, с откинутою назад головою и правою рукой, заложенною за лацкан сюртука или лучше фрака, глубокомысленно-гениальном со скрещенными на груди руками и взглядом исподлобья, слегка-вольном, с руками засунутыми в карманы...»6. Очевидно, то обстоятельство, что «преобладающею стихией в Тютчеве была мысль» (по словам И. С. Аксакова7) и наполнило общедоступный трафарет подлинно глубоким и индивидуальным содержанием. Именно эти изображения поэта (со скрещенными на груди руками) читатели встречали в книгах Тютчева начиная с 1860-х вплоть до 1920-х годов, ибо они были помещены при изданиях 1868, 1886, 1900, 1912, 1913 и 1921 г., а затем и во многих других изданиях.

    Долгополова С. А., Тархов А. Е.: Прижизненная иконография Тютчева

    МУЗЕЙ-УСАДЬБА МУРАНОВО
    Обстановка спальни Тютчева из его последней квартиры
    Фотография А. П. Крюкова, 1980
    Музей-усадьба Мураново им. Ф. И. Тютчева

    Итак, благодаря искусству дагерротипии и фотографии до нас дошли достоверно запечатленные черты поэта; к тому же некоторые фотопортреты исполнены большой психологической глубины и силы. К сожалению, при жизни Тютчева никто из крупных художников не создал его живописного портрета. Правда, попытка сделать это была предпринята в начале 1870-х годов, когда П. М. Третьяков задумал составить серию портретов выдающихся писателей, композиторов и ученых для своей галереи. В этой связи В. Г. Перов писал ему 10 мая 1872 г.: «Достоевский и Майков находят, что для вашей галереи необходимо иметь портрет Тютчева, как первого поэта-философа, которому равного не было, кроме Пушкина...»8. Третьяков в письме к И. Е. Репину от 17 января 1873 г. просил художника принять заказ на исполнение с натуры портрета Тютчева9. Репин собрался приступить к работе, но его знакомство с Тютчевым не состоялось, поскольку поэт в это время был тяжело болен. Родственники показали художнику его фотографии. О своем впечатлении Репин писал Третьякову 6 февраля 1873 г.: «...посмотрел две фотографии Ф<едора> И<вановича> <...> лицо прекрасное, поэтическое, очень моложавое, несмотря на седые волосы. Вы вправду говорили — очень интересное лицо»10. Болезнь поэта оказалась безнадежной — это были последние месяцы его жизни; Репин же весной 1873 г. уехал за границу.

    И. Н. Крамского, «ближе всего это большая и хорошая фотография, покрытая одной охрой, и только»11.

    Современники Тютчева — почитатели его таланта — стремились стать обладателями портрета поэта. В 1862 г. А. А. Фет обратился к Тютчеву со стихотворным посланием, начинавшимся следующей просьбой:

    Мой обожаемый поэт,
    К тебе я с просьбой и с поклоном:
    Пришли в письме мне твой портрет,
    Что нарисован Аполлоном.

    Давно мечты твоей полет
    Меня увлек волшебной силой.
    Давно в груди моей живет
    Твое чело, твой облик милый12.

    Тютчев послал Фету свою фотографию в сопровождении двух стихотворений. Любопытно отметить, что одно из них посвящено «внешнему», а другое — «внутреннему» человеку. Первое стихотворение — любезный ответ на просьбу:

    Тебе сердечный мой поклон
    И мой, каков ни есть, портрет,
    И пусть, сочувственный поэт,
    Тебе хоть молча скажет он,
    Как дорог был мне твой привет,
    Как им в душе я умилен13.

    В другом же стихотворении проводится духовно-психологическое сравнение внутренних миров двух поэтов:

    Иным достался от природы
    Инстинкт пророчески-слепой —

    И в темной глубине земной...

    Великой Матерью любимый,
    Стократ завидней твой удел —
    Не раз под оболочкой зримой
    Ты самое ее узрел...14

    Известно также, что тютчевский портрет висел у И. С. Тургенева в гостиной его спасского дома15.

    Ближайшие родственники поэта всегда дорожили его изображениями. Эрн. Ф. Тютчева, путешествуя, не расставалась с портретом мужа. В ночь накануне дня своего рождения, 23 ноября 1853 г., Тютчев писал ей из Петербурга в Овстуг: «Час пополуночи <...>Что ты думаешь в эту минуту? И завтра, проснувшись, подумаешь ли ты взглянуть на мой дагерротип?»16. Невестке Ольге Николаевне Тютчев подарил в день свадьбы брошку со своим портретом; впоследствии О. Н. Тютчева рассказывала, что он «очень стеснялся подарить ей свой портрет, а что ей именно этот портрет доставил огромное удовольствие»; она «очень дорожила подарком поэта и никогда с ним не расставалась»17.

    Родственники бережно хранили изображения Тютчева и заботились об их пополнении. Эту семейную хранительскую традицию поддерживал и младший сын Тютчева Иван Федорович, владелец усадьбы Мураново, где к началу XX в. и была сосредоточена большая часть тютчевской иконографии. Первым шагом на пути ее обнародования была статья Е. Погожева в журнале «Столица и усадьба»; здесь же помещены фотографии интерьеров мурановского дома, на которых можно узнать некоторые из тютчевских портретов18.

    Широкое знакомство с мурановским собранием портретов Тютчева состоялось после превращения дома в музей: 27 июля 1924 г. в память пятидесятилетия со дня смерти Тютчева там была открыта выставка, подготовленная внуком поэта Н. И. Тютчевым, пожизненным хранителем музея. В отзыве о ней говорилось: «На выставке имеется четырнадцать портретов поэта, написанных маслом, акварелью, литографий, дагерротипов и фотографий. Большая часть этих портретов вовсе не была известна до последнего времени»19.

    Н. И. Тютчев и искусствовед С. И. Лобанов составили каталог этой выставки20. Использованные в нем семейные предания о времени создания и истории бытования некоторых портретов в ряде случаев являются теперь единственным источником и потому широко привлекаются в данной работе. Ссылки на каталог выставки даются сокращенно: Каталог.

    Ниже дается описание Мурановского собрания прижизненных портретов Тютчева. Для полноты картины в него включены также 4 портрета, оригиналы которых хранятся вне Мурановского собрания (в Муранове находятся их копии)2*.

    Основные принципы предлагаемого «Описания»:

    1. Портреты расположены в хронологическом порядке. Исходным моментом в описании каждого из них является имя автора портрета, а также место и дата его создания. Ниже указывается техника исполнения, размер и характер оформления портрета, его инвентарный номер, источник и время поступления в Музей; все надписи, сделанные на портретах, воспроизводятся в «Описании». Портреты, источник и время поступления которых не указаны, являются частью основного собрания Музея, т. е. они находились в усадьбе Мураново к моменту создания там Музея (1920).

    2. Четыре портрета, находящиеся вне Мурановского собрания, отмечены звездочкой при их порядковом номере (8, 9, 12, 26); при описании этих портретов указывается место их хранения. При описании портретов из Мурановского музея место хранения не отмечается.

    3. В аннотациях дается обоснование датировок, сообщаются обстоятельства создания данного портрета и история его бытования. В качестве дополнительного материала, помогающего установить время создания отдельных портретов Тютчева, привлекаются некоторые портреты родственников поэта.

    а) При наличии нескольких тождественных фотоотпечатков описывается только один из них, наиболее интересный по каким-либо признакам (наличие надписей, лучшая сохранность и т. д.). Остальные отпечатки, если они не имеют особой истории, не описываются; фиксируется только факт их наличия в Муранове с указанием инвентарных номеров.

    б) Тождественные фотоотпечатки описываются только в том случае, если они имеют собственную историю создания или бытования. Однако в «Описание» они включаются не как самостоятельные единицы, а под одним номером с той фотографией, с которой сделан данный фотоотпечаток.

    4. В тех случаях, когда прижизненный портрет послужил источником для создания посмертного портрета, это отмечается в его описании. При этом отмечаются только те посмертные портреты, которые имеют мемориальную ценность (портреты, выполненные для массовых изданий, не учитываются).

    5. Все портреты, включенные в «Описание», воспроизводятся в двух книгах настоящего тома. В конце описательной части каждой аннотации дается ссылка на воспроизведение данного портрета. При этом указывается только книга (римскими цифрами) и страница (арабскими).

    Авторы выражают глубокую признательность: В. П. Блюмфельду, предоставившему в наше распоряжение свою картотеку по истории фотографии; А. М. Горшману, давшему консультации по военно-историческим вопросам; Т. Г. Динесман, принимавшей постоянное творческое участие в работе.

    АННОТИРОВАННОЕ ОПИСАНИЕ

    1

    Портрет работы неизв. художника. <1805—1806>.

    Холст грунтованный, клеевая краска, пастель. 29,5×24,5 (в свету). В деревянной черной раме. Инв. № 501. На об. бумажная наклейка с надписью рукой И. Ф. Тютчева: «Поэт Федор Иванович Тютчев. Из с. Овстуга, Брянского уезда». — II, 619.

    Каталог, № 1: «Ранее портрет находился в родовом имении Тютчевых в селе Овстуг Орловской губ., откуда перешел в Мураново в 80-х гг.»

    Первое упоминание в печати об этом портрете находим в журнале «Столица и усадьба» за 1915 г.: автор статьи о Муранове отмечает в кабинете мурановского дома «портрет поэта Тютчева семилетним мальчиком в смешном детском костюмчике того времени»21.

    Парным к этому изображению является портрет Н. И. Тютчева — брата поэта (инв. № 507). Выполнен в той же манере, в той же технике и в том же размере; обрамлен в такую же раму. На об. бумажная наклейка с надписью рукой И. Ф. Тютчева: «Николай Иванович Тютчев брат поэта». Каталог, № 42: «Этот портрет является парным к № 1 и сделан тем же мастером до 1810 г. Ранее находился в усадьбе Тютчевых Овстуг, откуда и поступил в Мурановский музей в 80-х гг.» — II, 618.

    Оба портрета датируются на основании возраста и костюма портретируемых.

    2

    Портрет работы неизв. художника. <1806—1807>.

    Акварель на фарфоре. Овал, 10,5×9,0. В бронзовой оправе. Инв. № 1957. Дар К. В. Пигарева, 1949. Публикуется впервые. — II, 615.

    Портрет всегда хранился в семье Тютчевых. Как сообщил К. В. Пигарев, правнук поэта, по семейному преданию считалось, что на нем изображен Ф. И. Тютчев. Датируется на основании возраста портретируемого.

    3

    Портрет работы неизв. художника. <Москва, ноябрь 1817 г. или ноябрь 1819 г. — февраль 1820 г.>.

    ×47,7. В деревянной золоченой раме. Инв. № 494. — II, 11.

    Каталог, № 2: «Портрет находился в селе Овстуг и считался мало похожим. В 80-х годах вывезен оттуда в Мураново».

    Одновременно с этим портретом создан портрет Н. И. Тютчева — брата поэта (инв. № 511). Выполнен в той же технике и в том же размере; обрамлен в такую же раму. Каталог, № 22: «Вывезен из усадьбы Тютчевых Овстуг в 80-х годах» — II, 625.

    Портреты датируются на следующем основании. Н. И. Тютчев написан в мундире офицера свиты е. и. в. по квартирмейстерской части22. Он был выпущен прапорщиком из Московского учебного заведения для колонновожатых и с 26 ноября 1817 г. по 2 апреля 1822 г. служил в свите, находясь в Петербурге, Виленской губ. и Варшаве. За это время Н. И. Тютчев был «в домовом отпуску» сроком на три месяца с 6 ноября 1819 г.23 Таким образом, портреты братьев могли быть написаны или в ноябре 1817 г. перед отъездом старшего брата из Москвы, или же во время его приезда в Москву в отпуск.

    4

    Портрет работы неизв. художника (монограммист А. Е.). <Москва или Варшава, 1825>

    Бумага, итал. карандаш. 29,6×23,0. В правом нижнем углу — подпись: «А. Е.». Инв. № 460. Дар Н. И. Тютчева, 1921. — II, 184.

    Каталог, № 4: «Принадлежал сестре поэта Д. И. Сушковой».

    Одновременно с этим портретом создан портрет Н. И. Тютчева — брата поэта; выполнен тем же художником (подпись: «А. Е.»), в той же технике, в том же размере. Инв. № 461. Дар Н. И. Тютчева, 1921. Каталог, № 43. — II, 189.

    Датируются на следующих основаниях. Н. И. Тютчев изображен в мундире офицера Гвардейского генерального штаба3*, куда он был переведен 2 апр. 1822 г. 11 июня этого же года Ф. И. Тютчев отбыл из России в Мюнхен, к месту своей дипломатической службы. Возраст братьев Тютчевых на данных портретах существенно отличен от предыдущих их портретов (№ 3), хотя явно не выходит за пределы 1820-х годов. После 1822 г. братья встречались неоднократно: дважды в России во время приездов на родину Ф. И. Тютчева (1825 и 1830) и трижды в Баварии во время приездов туда Н. И. Тютчева (1828, 1829, 1830)25. 5 марта 1826 г. Н. И. Тютчев по домашним обстоятельствам был уволен от службы «с мундиром»26 (в этом случае мундир носили без эполет2728 Таким образом, Н. И. Тютчев мог быть в военном мундире с эполетами только при встречах с братом в 1825 г. в Варшаве или в Москве, где они оба находились в отпуску; Николай Иванович с 13 сентября 1825 г. числился в «домовом отпуску» сроком на два месяца29, а Федор Иванович, приехав в отпуск из Мюнхена, находился в Москве с 11 июня до конца года30. Пребывание братьев Тютчевых в Москве в начале ноября 1825 г. описано в «Воспоминаниях» декабриста Д. Завалишина: мемуарист рассказывает, как братья публично читали полный экземпляр «Горя от ума», списанный им с подлинной рукописи Грибоедова31.

    Долгополова С. А., Тархов А. Е.: Прижизненная иконография Тютчева

    ТЮТЧЕВ
    Портрет работы неизвестного художника (акварель на фарфоре), <1806—1807>
    Музей-усадьба Мураново им. Ф. И. Тютчева

    5

    Портрет работы И. Рехберг. 1838, 9 марта.

    Бумага, акварель, пастель, итал. карандаш. 26,2×19,0. Слева внизу подпись пером. «Fait d’après nature par Hippolite de Rechberg»4*; ниже свинцовым карандашом рукой Эрнестины Дёрнберг (Тютчевой) «9 mars 1838»5*. Инв. № 503. Дар Н. И. Тютчева, 1921. На картоне, закрывающем портрет, надписи чернилами его рукой: «Поэт Федор Иванович Тютчев»; «Писала в 1838 г. графиня Ипполита фон Рехберг, р. баронесса фон Пелькховен»32. — II, 449.

    Каталог, № 3: «Портрет написан в Мюнхене с натуры. Надпись сделана рукою второй жены поэта и относится ко времени его женитьбы (1839)».

    Надписи на портрете и сведения, содержащиеся в Каталоге, требуют дополнительного анализа.

    Может быть, действительно, Эрнестина Федоровна поставила эту дату уже будучи женой поэта (их бракосочетание состоялось 17/29 июля 1839 г.); но есть основания предположить, что она написала ее еще до этого события (в любом случае, однако, несомненно, что эта дата означает время создания портрета — недаром она поставлена как бы в дополнение к подписи художницы).

    Дата на портрете служит ключом для новой версии места его создания. Ее следует соотнести с двумя близкими к ней датами из жизни Эрнестины Дёрнберг: 5 и 12 марта. Из письма К. Пфеффеля к сестре от 7 мая 1838 г. явствует, что 5 марта она была в Женеве (Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 481, л. 1—6). Дату 12 марта Эрнестина Дёрнберг написала в своем гербарии (Собр. Пигарева

    Именно тогда, весной 1838 г., могла состояться та встреча Эрнестины Дёрнберг с поэтом, о которой он много лет спустя вспоминает в письме к ней от 8 августа 1846 г.: «Женева, гостиница Бергов, Рона, ты, я — восемь лет назад»33.

    Ранее считалось, что весной 1838 г. Тютчев находился в Турине безвыездно. Н. И. Тютчев предположил, что портрет был написан в Мюнхене (Каталог, № 3). Однако на основании вышеизложенного, можно с большей долей уверенности предположить, что портрет был создан в Женеве. Встреча Тютчева и Эрнестины Дёрнберг в 1838 г. могла состояться именно весной, ибо с началом навигации ожидался приезд из России Элеоноры Тютчевой с детьми. Последовавшие затем события: пожар на пароходе «Николай 1», болезнь Элеоноры Федоровны и ее внезапная смерть, длительное душевное потрясение поэта — исключают возможность встречи Тютчева и Эрнестины Дёрнберг в другое время.

    Встреча в Женеве могла быть еще одной попыткой расстаться навсегда — как перед этим встреча в Генуе в конце 1837 г., вызвавшая прощальное стихотворение «1 декабря 1837».

    Кажется, что и встреча весной 1838 г. тоже отозвалась в поэзии Тютчева. 4 апреля поэт отправил из Линдау (почтовая станция, от которой расходятся дороги на Мюнхен, Женеву и Турин) в Мюнхен своему другу А. П. Мальтицу стихотворение «Nous avons pu tous deux...». Напомним текст этого стихотворения в русском переводе:

    Устали мы в пути, и оба на мгновенье
    Присели отдохнуть, и ощутить смогли,
    Как прикоснулись к нам одни и те же тени,
    И тот же горизонт мы видели вдали.

    Но времени поток бежит неумолимо.
    Соединив на миг, нас разлучает он.
    И скорбен человек, и силою незримой
    Он в бесконечное пространство погружен.

    И вот теперь, мой друг, томит меня тревога:
    От тех минут вдвоем, какой остался след?
    Обрывок мысли, взгляд... Увы, совсем немного!
    34

    Содержание этого стихотворения заставляет усомниться в том, что его лирическим адресатом был, как это всегда считалось, А. П. Мальтиц. Нет документальных оснований утверждать, что этим адресатом была Эрнестина Дёрнберг, но трудно не заметить того, что на внутреннем состоянии поэта, отразившемся в этих строках, сказались его отношения с Эрнестиной Дёрнберг — лейтмотивом которых была «разлука» (переживавшаяся поэтом как власть над человеком пространства и времени). Характерно, что эта тема разлучающих пространства и времени стала впоследствии постоянной в переписке Тютчева с его женой Эрнестиной Федоровной. Звучит она, в частности, и в цитировавшемся выше письме от 8 августа 1846 г.

    6

    Дагерротип работы неизв. мастера. Мюнхен, <1841—1844>.

    Овал. 6,6×5,8 (в свету). В рамке из карельской березы. Инв. № 452. На обороте бумажная наклейка с надписью рукой И. Ф. Тютчева: «Поэт Федор Иванович Тютчев». — II, 461.

    Каталог, № 8: «Дагерротип сделан в Мюнхене и относится к 40-м годам прошлого столетия».

    Если исходить из приведенных в Каталоге данных, время создания дагерротипа определяется следующими границами: июль 1841 г. (открытие первого портретного дагерротипного ателье в Мюнхене35) — сентябрь 1844 г. (отъезд Тютчева в Россию36).

    7

    Дагерротип работы неизв. мастера. <Петербург, 1848—1849>.

    14,1×10,9 (в свету). В кожаной рамке. Инв. № 421. На обороте пластины надпись карандашом: «1875. Возобновлено». — II, 241.

    Каталог, № 9: «Дагерротип относится к концу 40-х годов и сделан, по-видимому, в СПб.»

    В руке у Тютчева газета, в заглавии ее прочитываются начальные буквы: «Санктп <...>» и ниже: «Газета поли<...>». Это — «Санктпетербургские ведомости. Газета политическая и литературная», которая входила в круг чтения Тютчева.

    Парным к этому портрету является принадлежавший поэту дагерротип с изображением его дочери Мари в возрасте 8—9 лет (инв. № 416). Выполнен в том же размере, обрамлен в такую же рамку; кресло, у которого снята Мари, — то самое, в котором запечатлен ее отец. Стало быть, портреты сделаны у одного мастера и в одно время. Датируются по возрасту дочери поэта (родилась в 1840 г.).

    8

    Дагерротип работы неизв. мастера. <Петербург, ок. 1850-го г.>.

    В кожаной рамке. Музей ИРЛИ, инв. № 27808. Дар Н. Ф. Тютчевой и Е. Ф. Тютчевой-Гирс, 1928. Публикуется впервые. — II, 109.

    Портрет был принесен в дар Музею внучками Тютчева и Е. А. Денисьевой, получившими его от отца — Ф. Ф. Тютчева. Это дает основание полагать, что в свое время портрет принадлежал Е. А. Денисьевой.

    На этом изображении костюм поэта похож на тот, в котором он снят К. Даутендеем (№ 10, раскрашенная фотография). Вероятно, эти портреты близки по времени исполнения.

    9

    .

    11,5×9,2. В кожаной рамке. ГПБ, отдел эстампов, инв. № 30542. На картоне, закрывающем фотографию, надпись неизв. рукой: «Тютчев Федор Иванович. В 1849 году он воззвал к Руси:

    В доспехи веры грудь одень
    И с богом, исполин державный!
    Велик, о Русь, грядущий день,
    Вселенский день и православный!»

    Цитата из стихотворения «Рассвет» (1849) приведена с небольшим разночтением в строке 3. — I, 246.

    В Музее ИРЛИ находится фотография (инв. № 62338) с тождественным изображением поэта, но помещенным в овальную окантовку (вследствие чего некоторые детали изображения и фона оказались утрачены). В аннотации к этой фотографии сказано: «С дагерротипа ГПБ». Однако в ГПБ в настоящее время находится не дагерротип, а фотография. Местонахождение дагерротипа неизвестно, и мы располагаем лишь двумя указанными переснимками с него. Надпись на обороте первого из переснимков ориентирует нас на эпоху существования дагерротипии; этому не противоречит и возраст поэта на этом изображении.

    10

    Раскрашенная фотография К. Даутендея (по способу Тальбота). Петербург, <1850—1851>.

    Овал. 13,6×10,5. В деревянной золоченой раме. Под изображением подпись: «№ 5017. Par Dauthendy». Инв. № 504. На картоне, закрывающем фотографию, бумажная наклейка с надписью рукой И. Ф. Тютчева: «Федор Иванович Тютчев поэт»; ниже рукой Н. И. Тютчева (внука): «1855». — 1, 185.

    Портрет выполнен в тот недолгий период в истории фотографии, когда металлические дагерротипные пластинки вытеснялись новым способом получения изображения — на бумаге (так называемым способом Тальбота). «Бумажные отпечатки Тальбота, которые можно было получать в любом количестве с бумажного же негатива, принесли столько преимуществ в сравнении с дагерровыми металлическими пластинками, что начали все более вытеснять последние с середины 40-х годов»37. В Петербурге новый способ освоил известный дагерротипист Карл Даутендей. В январе 1852 г. журнал «Пантеон» сообщал читателям: «Фотография или светопись на бумаге, как известно, принадлежит к самым важным новейшим открытиям. Она изобретена Тальботом, усовершенствователем дагерротипа, и имеет то преимущество, что снимает посредством солнечного света портреты с натуры на бумагу: сходство выходит поразительное, до которого никакая кисть художника достигнуть не может, и притом изображение никогда не изглаживается и не выцветает, как в обыкновенных дагерротипных снимках. Мы имеем в Петербурге превосходного художника фотографии господина Даутендея, ученика Тальбота, родом англичанина». Здесь же сообщалось, что «снятие каждого фотографического портрета стоит 15 рублей серебром, а каждая копия с него по принятому способу 7 рублей серебром»38. О работе этого фотографа газета «Северная пчела» писала: «В несколько минут он снимает портреты, верность которых равняется натуре. Эти портреты он раскрашивает без сеанса, заочно»39. В результате этой заочной раскраски появилась неточность при написании заголовка газеты, которую поэт держит в руке: «Journal de Débat...» вместо: «Journal des Débats...».

    Долгополова С. А., Тархов А. Е.: Прижизненная иконография Тютчева

    Н. И. ТЮТЧЕВ
    Портрет работы неизвестного художника (пастель), <1805—1806>
    Музей-усадьба Мураново им. Ф. И. Тютчева

    Превосходный портрет Тютчева следует, вероятно, датировать 1850—1851 гг. Против более поздней датировки говорит сравнение этого портрета с фотографией Левицкого (1856), на которой поэт выглядит явно старше. Датировка этого портрета Н. И. Тютчевым (1855) могла основываться на сообщении А. Ф. Тютчевой, писавшей 17 июня 1855 г. сестре Екатерине: «Бабушка на днях получит фотографию папа́»40

    Долгополова С. А., Тархов А. Е.: Прижизненная иконография Тютчева

    ТЮТЧЕВ
    Портрет работы неизвестного художника (пастель), <1805—1806>
    Музей-усадьба Мураново им. Ф. И. Тютчева

    11

    Фотография С. Л. Левицкого. Петербург, 1856, март.

    Овал. 18,2×13,3 (в свету). Паспарту, окантовка. Инв. № 508. — II, вклейка.

    Портрет атрибутируется на основании следующих данных: изображение Тютчева, тождественное рассматриваемому, было воспроизведено в «Альбоме выставки, устроенной Обществом любителей российской словесности в память Виссариона Григорьевича Белинского 6—11 апреля 1898 года» (М., изд. Фишера, 1898, с. 37); оно находится здесь среди 17 портретов русских литераторов (В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, П. В. Анненков, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. В. Дружинин, А. Н. Струговщиков, А. Н. Майков, В. А. Соллогуб, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, Л. Н. Толстой, А. А. Потехин, Ф. И. Тютчев, П. А. Вяземский). В каталоге указанной выставки к этим портретам, имеющим порядковые номера с 93 по 109, дана следующая аннотация: «Фотографии 1850-х годов, работы Левицкого. Собственность М. Е. Корш»41.

    На основании этой аннотации можно сделать вывод, что портрет Тютчева был сделан в 1850-х годах фотографом С. Л. Левицким в ряду других фотопортретов русских литераторов, семнадцать таких фотографий хранилось в семье Коршей. Удалось обнаружить их нынешнее местонахождение — они хранятся в Гос. Историческом музее, в альбоме М. Ф. Корш. Экземпляр фотографии Тютчева, хранящийся в Мурановском музее, тождествен портрету из этого альбома (ГИМ: инв. № 78436, И VI 4408): полностью совпадает не только само изображение, но и размер паспарту, и окантовка.

    Уточнить время и обстоятельства создания этого фотопортрета позволяет сообщение в журнале «Библиотека для чтения»: «Говоря о литературных портретах, нельзя не упомянуть о замечательной коллекции портретов лиц артистического нашего круга, исполненных в светописном заведении С. Л. Левицкого. На днях удалось нам видеть полное их собрание, заслуживающее величайшей похвалы как по сходству лиц, так и по совершенству исполнения. Коллекция начала образовываться случайно в марте 1856 года. Прошлая зима памятна многим литераторам, потому что в это время разом съехались в Петербурге с театра войны и из отдаленных губерний множество лиц, принадлежащих к литературе, и в особенности к литературе петербургской. Пользуясь своим случайным соединением, некоторые из наших писателей согласились сделать свои портреты в заведении г. Левицкого, обменяться ими и затем предоставить отдельные оттиски рисунков в полное распоряжение обязательного художника. Таким образом сняты были портреты гг. Гончарова, графа Толстого, Григоровича, Тургенева, Дружинина и Островского, общей группой и по одиночке, а к портретам этим скоро прибавились портреты Е. П. Ковалевского, В. П. Боткина, А. А. Фета, А. Ф. Писемского, П. В. Анненкова, гр. В. А. Соллогуба, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, И. И. Панаева, Ф. И. Тютчева и многих других литераторов. Увеличиваясь постоянно, коллекция все делалась полнее... Один экземпляр ее поступил в Императорскую Публичную библиотеку, другие были приобретены частными лицами, ибо цена портретам весьма не высока, а выполнение их может назваться образцовым»42.

    Таким образом, в 1856 г. Тютчев был снят С. Л. Левицким в ряду крупнейших русских литераторов — как один из известных поэтов, творчество которого активно пропагандировали И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов, издавшие в 1854 г. первый сборник его стихотворений, имевший большой успех.

    Вероятно, именно этот портрет Тютчева, созданный в марте 1856 г., был подарен Эрн. Ф. Тютчевой дочери поэта Анне ко дню ее рождения — 21 апреля ст. ст. Об этом есть запись в ее Памятной книжке: «Государь подарил мне свой портрет, а мама́ — портрет отца»43.

    12

    <Тютчев в группе писателей на трибуне у Триумфальных ворот в Москве 17 августа 1856 г.>. Акварель М. А. Зичи, 1857.

    Полотно, акварель, белила, карандаш. 52,6×70,3. Внизу справа подпись: «Zichy, 1857». Гос. литературный музей. Инв. № КП 3007. Поступила из Ленинградского Дома писателей, 1935. — II, 478, 479.

    В 1857 г. художник М. А. Зичи выполнил серию акварельных рисунков, изображавших торжества по случаю коронации Александра II, состоявшейся в Москве 26 августа 1856 г. На одном из них изображен «Торжественный въезд их императорских величеств в Москву» (17 августа того же года).

    В 1940 г. И. С. Зильберштейн впервые установил, что художник поместил на своей акварели группу писателей. Он определил ее состав, указав при этом на присутствие в ней Тютчева, и опубликовал соответствующий фрагмент акварели, тщательно проанализировав обстоятельства создания этой портретной группы44. Исследователь доказал, что группа эта была создана художником искусственно, ибо почти никто из изображенных им литераторов не был в это время в Москве, доказал он и то, что для своей акварели Зичи воспользовался фотографиями С. Л. Левицкого. «Из числа изображенных на акварели писателей бесспорно был на коронации Тютчев <...> — пишет И. С. Зильберштейн, — но нет данных для утверждения, что Зичи зарисовал его с натуры»45. Действительно, изображение Тютчева весьма напоминает фотографию С. Л. Левицкого (см. № 11). Следует, однако, отметить, что Зичи был принят при дворе, в частности он бывал в салоне в. кн. Елены Павловны, постоянным посетителем которого был Тютчев, и, хотя мы не имеем сведений об их знакомстве, нет сомнения в том, что Зичи знал поэта не только по фотографиям.

    И. С. Зильберштейн указал также, что акварель Зичи была репродуцирована в альбоме «Описание священнейшего коронования их имп. величеств государя императора Александра Второго и государыни императрицы Марии Александровны всея Руси. 1856». Альбом был выпущен в 1857 г.; текст его был напечатан в типографии императорской Академии наук, а данная литография — в Париже, в мастерской Лемерсье. Экземпляр альбома хранится в ГБЛ46.

    13

    <23 апреля>.

    8,9×5,4. На визитном паспарту. Инв. № 582/1. Дар Н. И. Тютчева, 1921. На обороте печатный адрес: «Photographie de H. Steinberg Artiste-Peintre Petite Milione, № 12. 2de maison de la Perspec. de Nevsky, vis-a-vis du magasin Anglais, entrée dans la cour à gauche»6*, — и надпись чернилами рукой кого-то из членов семьи: «1860». — II, 311.

    20 июня/2 июля 1860 г. Тютчев уезжает за границу47, откуда возвращается только 4/16 декабря48. Вероятно, этот петербургский портрет работы Штейнберга так же, как и следующий, на котором он изображен в профиль (см. № 14), был сделан до поездки. В дневнике М. Ф. Тютчевой, в записях за март, апрель и май месяцы 1860 г. Штейнберг упоминается среди фотографов, к которым ездят члены тютчевской семьи. В том же дневнике в феврале и марте неоднократно отмечаются приступы подагры, которой страдал поэт; приступы подолгу не позволяли ему выходить из дома. Характерно, что на обоих портретах поэт снят с пледом, в мягких теплых сапогах, необходимых для больных ног (так, в 1867 г., во время очередного приступа подагры у Тютчева, его жена сообщала брату: «Муж начинает понемногу ходить, но ходит только в мягкой обуви»49).

    23 апреля/5 мая в дневнике М. Ф. Тютчевой появляется запись: «Мама́ ездила с папа́ насчет его карточки»50. Естественно предположить, что речь идет о съемке у Штейнберга.

    Кроме того, в пользу этого предположения говорит сопоставление следующих дат. 3/15 мая М. Ф. Тютчева записывает в дневнике: «Получила карточку папа́»51. 5/17 мая Эрн. Ф. Тютчева посылает дочери поэта Дарье две фотографии отца, на одной из которых он изображен в профиль (см. № 14). 14/26 мая К. Пфеффель пишет из Мюнхена Эрн. Ф. Тютчевой, получив от нее новый портрет Тютчева: «... что же касается фотографии вашего мужа, то по исполнению и впечатлению, ею производимому, она превосходит все, что мне приходилось видеть до сих пор. Это истинный шедевр»52.

    14

    Фотография Г. Ф. Штейнберга. Петербург, 1860, <23 апреля>.

    8,9×5,4. На визитном паспарту. Инв. № 2657/2. Дар К. В. Пигарева, 1976. На обороте тот же печатный адрес, как и на № 13, и надпись чернилами рукой кого-то из членов семьи: «1860». — I, 468.

    Обстановка фотоателье (драпировка, ковер, кресло, стол) и костюм Тютчева (плед на плечах, мягкие сапоги) те же, что и на предыдущем снимке (№ 13). Можно считать, что именно эти две фотографии Эрн. Ф. Тютчева послала дочери поэта Дарье 5/17 мая 1860 г.: «Вот две карточки дорогого папа́; та, на которой он изображен в профиль, мне больше нравится. Но обе, надеюсь, будут вставлены в маленькую ширмочку»53.

    15

    Фотография С. Л. Левицкого. Петербург, <1860 или 1861>.

    8,5×5,6. На визитном паспарту. На паспарту внизу: «Светопись Левицкого». Инв. № 582/2. Дар Н. И. Тютчева, 1921 — II, 485.

    На обороте рукой кого-то из членов семьи синими чернилами поставлена дата: «1862». Последняя цифра первоначальной надписи была повреждена и подправлена фиолетовыми чернилами. Возможно, при этом была неправильно прочитана прежняя цифра «0». В пользу такого предположения говорят следующие данные. Тютчев изображен сидящим за резным столиком; на полу пестрый ковер. В этой же обстановке сняты жена поэта вместе с дочерью Мари, а также сын Иван. На обороте фотографии, изображающей мать и дочь (Собр. Пигарева), надпись рукой Мари (теми же синими чернилами, что и дата на описываемой фотографии): «1860. Ma petite chatte et moi. Marie Tutchef»7*54 Фотография Тютчева могла быть сделана в том же 1860 г., но не исключено и то, что она была выполнена в 1861 г., до отъезда С. Л. Левицкого в Париж.

    О происхождении термина «светопись» рассказал сам фотограф: «Тогда слово или название «фотография» не было еще введено в употребление; снимки на бумаге назывались дагерротипами на бумаге, хотя между дагерротипным процессом и отпечатками на бумаге не было ничего общего. Я старался обобщить название и предложил русское слово светопись, вполне передающее значение этого изобретения»55.

    В Муранове хранится еще один отпечаток этой фотографии (инв. № 2657/4); дар К. В. Пигарева, 1976.

    16

    Фотография неизвестного фотографа. <Петербург, не позже марта 1861.>

    Овал. 5,0×3,5. Инв. № 2657/1. Дар К. В. Пигарева, 1976.

    Фотография с идентичным изображением Ф. И. Тютчева хранится в Музее К. Маркса и Ф. Энгельса (инв. № 100789, овал, 4,7×3,8). Она наклеена на лист бумаги, помещенный в деревянную рамку (22,3×20,7); на синей бумаге, закрывающей оборотную сторону листа, красным карандашом: «Tütschew Theod.»). На этом листе, под фотографией, Ф. И. Тютчевым написано поэтическое обращение к немецкому журналисту Вильгельму Вольфсону (1820—1865): «Недаром русские ты с детства помнил звуки...»; над фотографией рукой поэта сделана надпись: «Нашему милому Гостю, Д-ру Вольфсону»56. Обстоятельства создания стихотворения позволяют нам датировать этот портрет поэта.

    В 1861 г. В. Вольфсон был приглашен Академией наук в Петербург на празднование пятидесятилетия литературной деятельности кн. П. А. Вяземского. В книге, описывающей юбилейные торжества, один из разделов посвящен В. Вольфсону, где о нем, в частности, сказано: «На обеде в числе гостей находился немецкий литератор г. Вольфсон, известный не только своими драматическими сочинениями, но и своим постоянным и прилежным изучением умственной деятельности России. Надобно прибавить, что мы обязаны г. Вольфсону очень удачными и, главное, очень верными переводами стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других русских писателей»57. Вероятно, в дни торжеств Ф. И. Тютчев и вручил немецкому гостю свой подарок. Празднование пятидесятилетия литературной деятельности кн. П. А. Вяземского состоялось 2 марта 1861 г., что служит для нас крайней датой в датировке данного портрета Тютчева — II, 345.

    Можно предположить, что именно об этом портрете пишет Дарья сестре Екатерине в день рождения Эрн. Ф. Тютчевой 8/20 апреля 1861 г.: «Анна подарила мама́ очаровательный браслет с портретом папа́»58

    17

    Фотография И. И. Робийяра. Петербург, 1862, <апрель>.

    40,5×33,3. В левом нижнем углу: «Robillard. 1862». В деревянной золоченой раме. Инв. № 44. — I, вклейка.

    Парным к этому портрету является принадлежавший поэту портрет Эрн. Ф. Тютчевой (инв. № 445). Выполнен тем же фотографом одновременно с портретом Тютчева (та же подпись и дата), в том же размере, обрамлен в такую же раму.

    Французский художник Ипполит Ипполитович Робийяр (или Робильяр — Robillard) «приехал в Россию в начале 1840-х годов. Он был „почетным общником” Российской Академии художеств. В 1857 г. его картины были выставлены в залах академии, и в этом же году Робийяр за свою художественную деятельность был награжден французским орденом Почетного Легиона. В конце 1850 — начале 1860-х годов Робийяр занялся фотографией; у него было свое фотоателье в Петербурге, и его фотоработы пользовались большим успехом среди петербургской знати»59.

    Как явствует из дневника М. Ф. Тютчевой, единственный фотограф, у которого в 1862 г. снимаются члены тютчевской семьи, — это И. Робийяр: упоминаются поездки к нему в ателье (Б. Морская, 52) Эрнестины Федоровны, Дмитрия, самой Мари. Записей о том, что в этом же ателье делался портрет Тютчева, — нет; но это можно объяснить тем, что нередко в своем дневнике, записывая события, в которых участвуют отец и мать, М. Ф. Тютчева упоминает только мать60. На основании этого дневника представляется возможным уточнить время съемки парных портретов ее родителей. Запись от 3 апреля (по новому стилю): «Мама́ ездила к Robillard делать свой портрет»; от 11 апреля: «Ездила с мама́ к Robillard — взяли ее портрет»61. Очевидно, эти даты можно отнести и к портрету Тютчева.

    18

    Фотография И. И. Робийяра. Петербург, 1862, <апрель>.

    8,5×5,3. На визитном паспарту. В правом нижнем углу монограмма: «HR». Инв. № 582/3. Дар Н. И. Тютчева, 1921. — I, 405.

    Обстановка фотоателье (драпировка, ковер, скатерть на столе и др.), а также костюм поэта дают основание считать, что данный снимок сделан одновременно с предыдущим (№ 17).

    Вероятно, экземпляр этой фотографии был послан Тютчевым А. А. Фету в ответ на его стихотворное обращение «Мой обожаемый поэт...» (1862), содержавшее просьбу о присылке портрета.

    В тетради Фета автограф этого стихотворения имеет заглавие: «Федору Ивановичу Тютчеву. С просьбой о фотографии»62. Стихотворный ответ Тютчева при посылаемом портрете («Тебе сердечный мой поклон...») датирован 14 апреля 1862 г.63, а 11 апреля была получена из ателье новая фотография поэта (см. № 17).

    19

    Фотография Г. И. Деньера. Петербург, 1864, май (до 10-го).

    8,2×5,7. На визитном паспарту. Инв. № 2657/3. Дар К. В. Пигарева, 1976. На обороте внизу надпись одного из членов семьи: «Май 1864 г.»; вверху — рукой И. Ф. Тютчева: «Москва. Ноябрь 1868». — I, 49.

    Работавший с 1850 г. в Петербурге фотограф Генрих (Андрей) Иванович Деньер, швейцарец по происхождению8*«Фотограф»: «Известный своими истинно художественными портретами фотограф их императорских величеств А. И. Деньер с высочайшего разрешения предпринял ежемесячное издание в 1865 году «Альбома фотографических портретов», в каждом выпуске которого будет помещаться по 12 карточек с изображением особ императорской фамилии, государственных сановников, лиц разных сословий, известных своими подвигами, ученых, литераторов, артистов и вообще людей замечательных в России по своей общественной деятельности. За весь альбом, состоящий из 14 карточек, назначается цена 15 руб., это почти по 10 копеек за карточку, тогда как каждая из них будет иметь двойной интерес: и как изображение замечательного лица, и как образец художественного произведения — настоящего фотографического этюда»64. Во втором выпуске предпринятого Деньером издания была помещена описанная выше фотография Тютчева с подписью: «Камергер двора е. имп. величества»65. Жена поэта в письме к Д. Ф. Тютчевой от 12 мая 1868 г. вспоминала об этом портрете мужа, для которого он «позировал 4 года назад до нашего отъезда за границу»66. Эрн. Ф. Тютчева с дочерью Мари отправилась в заграничное путешествие 10 мая 1864 г.67 Этим определяется датировка деньеровского «фотографического этюда».

    В начале 1868 г. И. Ф. Тютчев, готовивший в Москве вместе с И. С. Аксаковым к печати сборник стихов отца, обратился к родным с просьбой прислать для будущей книги его портрет. М. Ф. Тютчева отвечала брату 25 февраля 1868 г.: «Мама́ вполне одобряет твое желание украсить некоторые экземпляры стихов папа́ его портретом; пришли мне только размер книги, и я тогда соображу с Деньером; если б не мала, хорошо бы отпечатать карточку (бюстом), которая была сделана в 1864 г. и которую ты, кажется, имеешь? Впрочем, надо справиться, сохранил ли Деньер негатив?»68. Откликнулась на просьбу сына и Эрн. Ф. Тютчева (письмо от 10 марта 1868 г.): «Твое письмо я получила и поспешу заказать нужные тебе фотографии папа́ для иллюстрирования собрания его стихов, которые ты собираешься издавать. Я закажу 50 таких фотографий»69. Действительно, 50 экземпляров «Стихотворений Ф. Тютчева» (М., 1868) были украшены первоклассным деньеровским «этюдом», ценимым близкими Тютчеву людьми.

    Из всего родственного окружения поэта его портрет при вышедшем сборнике стихов произвел неблагоприятное впечатление, вероятно, только на дочь Дарью Федоровну. Отвечая ей 12 мая 1868 г., Эрн. Ф. Тютчева писала: «Я в отчаянии от того, что портрет папа́, украшающий первую страницу сборника его стихов, произвел на тебя тяжелое впечатление. Спешу уведомить тебя, что фотография эта была перепечатана с другой, для которой папа́ позировал 4 года тому назад до нашего отъезда за границу, и так как Деньер сохранил негатив, ввиду того, что этот портрет имел успех, он и был использован, и результат у тебя в руках. Сама видишь, что тебе нечего волноваться, и что если Любимый скверно выглядит на нем, то это относится к давним временам; но сама я признаюсь, что не нахожу, чтобы он тут выглядел плохо, и всегда очень любила этот портрет...»70. Возможно, что в словах о «давних временах» содержится намек на любовную драму поэта, последним годом которой был как раз 1864 (Е. А. Денисьева умерла 4 августа этого года), и таким образом деньеровский портрет получает как бы еще одно биографическое измерение. Сам Тютчев отвечал дочери (письмо от 13 мая 1868 г.) со свойственной ему самоиронией: «Я вижу, моя милая дочь, что мое бедное изображение навеяло на тебя грусть и меланхолию, и я невольно подумал о впечатлении, произведенном на Гамлета видом некоего черепа, когда-то хорошо знакомого ему и любимого им... Alas, poor Yorick!71. Именно так, дочь моя. Читая твое милое письмо, я почти готов был растрогаться над самим собой, но на это у меня недостает душевных сил... Вот что значит так окончательно пережить себя...»72.

    Читательское восприятие этого портрета Тютчева запечатлено в письме Ю. Ф. Самарина к И. С. Аксакову от 22 июля 1873 г., написанном под впечатлением известия о смерти поэта: «Я перечитал собрание стихов его и долго не мог оторваться от приложенного к нему портрета. Что за обилие и какое разнообразие даров в этом милом лице»73.

    С этой же фотографии в 1911 г. по заказу семьи Тютчевых художница М. Н. Градовская выполнила миниатюрный портрет поэта (инв. № 890).

    В Муранове хранится еще один отпечаток этой фотографии (инв. № 418/2), в деревянной черной раме вместе с портретом работы С. Л. Левицкого, март 1865 г. (см. № 23).

    20

    Фотография Г. И. Деньера. Петербург, 1864, май <до 10-го>.

    8,5×5,2. На визитном паспарту. На обороте рекламный штамп фотографа. Инв. № 582/4. Дар Н. И. Тютчева, 1921. — I, 151.

     19) и воспроизведен Г. И. Деньером в том же выпуске его «Альбома фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России» (СПб., 1865, № 2, февраль): одни экземпляры этого выпуска содержат первый портрет (№ 19), другие — второй (№ 20).

    21

    Фотография Г. И. Деньера. Петербург, 1864 <до 3/15 февраля>.

    14,5×9,8. На кабинетном паспарту. В правом нижнем углу тисненый штамп: «H. Denier»; на паспарту внизу: «Г. Деньер. С. -Петербург». На обороте рекламный штамп фотографа и адрес: «С. Петербург. На Невск. проспекте д. графа Строгонова № 19»; внизу чернилами рукой кого-то из членов семьи: «1864 г.» Инв. № 2684/1. Поступил от О. В. Муратовой, 1977. — II, 549.

    а) То же. Увеличенная и раскрашенная фотография.

    Овал. 39,0×30,0. Справа автографич. подпись: «Г. Деньер. 1864». В деревянной золоченой раме. Инв. № 965.

    74 экспонировался на Всемирной парижской выставке 1867 г. Новое в то время фотографическое искусство, выделенное на выставке в особый раздел, было представлено 589 экспонентами из 20 стран. Россия была представлена 14 экспонентами, из которых 6 удостоились наград. Деньер за свои фотопортреты получил почетный отзыв75.

    Е. Ф. Тютчева, посетившая выставку, писала 29 августа/10 сентября 1867 г. Н. В. Сушкову: «...что меня заставило воскликнуть от радости, так это в отделении России — великолепный портрет папа́, большая фотография работы Деньера, представленная здесь рядом с портретами членов императорской семьи и двумя-тремя другими...»76.

    Долгополова С. А., Тархов А. Е.: Прижизненная иконография Тютчева


    Портрет работы неизвестного художника (масло).
    <Москва, ноябрь 1817 г. или ноябрь 1819 г. — февраль 1820 г.>
    Музей-усадьба Мураново им. Ф. И. Тютчева

    Д. И. Сушкова в письме к мужу от 11 сентября 1867 г. сообщала: «Портрет Федора на выставке тот же большой, что у Анны»7778. О получении этого портрета Анна Федоровна сообщала сестре Дарье Федоровне в феврале 1864 г.: «Я получила к именинам от мама́ великолепный портрет папа́»79. Именины старшей дочери поэта приходились на 3/15 февраля. Этим определяется крайняя дата создания фотографии поэта.

    В 1894 г. вдова поэта Эрн. Ф. Тютчева завещала побывавший на выставке портрет Н. И. Тютчеву — будущему создателю Мурановского музея: «Моему внуку Николаю. Портрет его деда Федора Ивановича в золоченой деревянной раме, висящий в моем кабинете»80.

    В собрании К. В. Пигарева хранится еще один отпечаток этого портрета (увеличенный и нераскрашенный, с тисненым штампом справа от изображения: «H. Denier»); этот портрет всегда находился в мурановском флигеле Эрн. Ф. Тютчевой.

    22

    Фотография С. Л. Левицкого. Париж, 1865, март.

    8,4×5,4 (в свету). На визитном паспарту (слегка обрезанном). На паспарту внизу: «Levitsky. 22. Rue de Choiseul». В деревянной черной раме. Инв. № 417. — II, 373.

    С. Л. Левицкий с 1845 по 1850 г. и затем с середины 1860 до середины 1865 г. жил и работал в Париже81. «Сергей Львович, некогда любимец высшего петербургского общества, владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим, завален и там работою. В этом заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек, и все же далеко не все заказы удовлетворяются»8283; в это время и был сделан данный фотопортрет — может быть, самый необычный во всей иконографии поэта.

    За «странностью» облика (Тютчев стоит закутанный в плед, с зонтом в руках) проглядывает прежде всего болезненное состояние поэта, переживавшего «роковую утрату» — смерть Е. А. Денисьевой. В Париже в это время он виделся с И. С. Тургеневым, рассказ которого известен в записи А. А. Фета: «Когда Тютчев вернулся из Ниццы, где написал известное:

    „О, этот юг, о, эта Ницца!..“ —

    конец рассказа оказалась промокшей от падавших на неес слез»84.

    Но в то же время на парижском фотопортрете перед нами поэт-мыслитель, в котором ничто не могло заглушить властной потребности следить за ходом истории; этой потребностью объясняется и его неизменный интерес к историческим деятелям. Едва приехав в Париж, Тютчев уже 9 марта встретился с Герценом. В этот же день в письме к Огареву издатель «Колокола» писал: «Сегодня я у Левиц<кого>... с Тютчевым. Горе ему, если он станет говорить о «Колоколе». Он просил Левиц<кого> его познакомить»85. О чем говорили председатель Комитета цензуры иностранной и создатель русской революционной газеты, — неизвестно; Герцен в письме к Огареву от 11 марта выразился так о встрече с поэтом: «Тютчев — еще больше мед и млеко...»86.

    23

    Фотография С. Л. Левицкого. Париж, 1865, март.

    8,0×5,5. На визитном паспарту (обрезанном). В деревянной черной раме вместе с фотографией работы Г. И. Деньера, май 1864 г. (см. № 19). Инв. № 418/1. — I, 395.

    Снимок одновременный с предыдущим (№ 22).

    В Собрании Пигарева «Levitsky. 22. Rue de Choiseul». В этом же собрании хранится и фотография поэта с пледом и под зонтом (тождественная № 22), на обороте которой рукой Н. И. Тютчева написано: «1865. Ницца». Предлагаем следующее объяснение этой надписи на парижском фотопортрете, как имеющей прямое отношение и к данному портрету поэта. Действительно, Левицкий работал в Ницце в январе 1865 г.87 и тогда у него снимались дочери Тютчева, о чем свидетельствуют записи в дневнике младшей из них, Марии Федоровны: так, 22 января она упоминает о поездке с матерью к «Левицкому, который уверяет, что удались портреты»88. Документальных сведений о съемке Тютчева у Левицкого в Ницце нет9*.

    Характерно, что в письме из Ниццы М. Ф. Тютчевой-Бирилевой к матери в Париж от 5/17 марта Левицкий упоминается только в связи с портретами самой Мари: «Если ты пойдешь к Левицкому, закажи ему два экземпляра моего портрета, один для Димы, который я бы хотела, чтобы ты взяла с собой, другой для Дарьи, который я прошу его послать мне...»90«Я позабочусь о карточках папа́ и буду по отношению к ним очень скупа»91. Поэт снялся у Левицкого в Париже; но, вероятно, Тютчевы решили в целях экономии просить фотографа переслать карточки не в Петербург, а в Ниццу дочери Марии (которая, как видно из ее письма, имела возможность отправлять почту в Россию с курьером). 7/19 апреля М. Ф. Тютчева-Бирилева пишет из Ниццы в Петербург матери: «Левицкий прислал мне мои портреты и карточки папа́, которые кажутся мне очень скверными, однако я их раздавала. Посылаю тебе 39 из них с ближайшим курьером. Сестры силой забрали у меня по два экземпляра, а Элен Нелидова и графиня Ламсдорф тоже выпросили у меня карточки <...> Графиня Орлова просит сообщить папа́ о ее горе, она овдовела <...> Я передам ей карточку папа́»92. 8/20 апреля дочь отсылает карточки отца в Россию93«Милая графиня Блудова была на седьмом небе, получив карточку папа́»94.

    Таким образом, поскольку все экземпляры парижских фотографий Тютчева побывали в Ницце (откуда уже и попали в Россию), семейное предание и связало с Ниццей их происхождение.

    24

    Фотография С. Л. Левицкого. Петербург, 1867.

    13,9×9,6. На кабинетном паспарту. На паспарту слева внизу: «Левицкий на Мойке 30. С. -Петербург». Инв. № 2684/2. Поступил от О. В. Муратовой, 1977. — II, 429.

    В цитировавшемся выше письме Эрн. Ф. Тютчевой к Д. Ф. Тютчевой от 12 мая 1868 г. (см. № 19) жена поэта писала: «... ́, снятую Левицким в прошлом году для альбома Горчакова, на которой он имеет цветущий вид, хотя он в ту пору еще очень страдал ногами»95.

    После фотографии Г. И. Деньера (1864), изображающей Тютчева со скрещенными на груди руками, появляется еще один портрет поэта точно в такой же позе. Обоим этим портретам суждено было стать самыми известными изображениями Тютчева для русской читающей публики второй половины XIX — начала XX в.

    В 1874 г. с этой фотографии была выполнена гравюра на стали, заказанная И. С. Аксаковым в Лейпциге, в изд-ве Ф. А. Брокгауза для его «Биографии Ф. И. Тютчева» (М., 1874). 9 июля 1874 г. биограф писал Е. Ф. Тютчевой: «...биография совсем отпечатана <...> Портреты получены и очень хороши»96.

    «Сочинения Ф. И. Тютчева. Стихотворения и политические статьи». СПб., 1900 (изд. И. и Д. Тютчевых).

    В Муранове хранится экземпляр гравюры Брокгауза (в деревянной раме, инв. № 1400).

    а) То же. Увеличенный переснимок Альбера. Мюнхен, 1875.

    Овал. 53,6×42,8 (в свету). В деревянной золоченой раме. Инв. № 1757. — I, 327.

    В 1875 г., во время пребывания в Мюнхене, Эрн. Ф. Тютчева заказала мюнхенскому фотографу Альберу, известному своим искусством делать увеличенные копии фотографий97—29 августа ст. ст. она записала в своем дневнике: «Фотографии Любимого готовы»98. Данный экземпляр принадлежал И. С. Аксакову. Согласно семейному преданию, его подарила Эрн. Ф. Тютчева в благодарность за создание биографии Тютчева.

    б) То же. Увеличенный переснимок Альбера. Мюнхен, 1875.

    Овал. 65,5×56,4 (в свету). В деревянной золоченой раме. Инв. № 471.

    Портрет принадлежал Эрн. Ф. Тютчевой. В ее дневнике 23 ноября 1875 г. записано: «Вешаю его портрет, сделанный в Мюнхене у Альбера»99«Дарье <...> Большая фотография моего мужа (в гостиной)»100.

    в) В Муранове хранятся еще два переснимка Альбера (без увеличения) с той же фотографии Левицкого. Инв. № 496 и 582/6.

    г) Переснимок С. Л. Левицкого. Петербург, 1885, февраль.

    Овал. 11,5×8,2. На кабинетном паспарту 15,0×10,1. На обороте рекламный штамп фирмы: «Левицкий и сын» и адрес: «С. Петербург Невский 28». Инв. № 2684/3. Поступил от О. В. Муратовой, 1977. — I, 271.

    «Получила от Левицкого фотографии Любимого, которые я заказала. Сходство поразительное»101.

    Эта фотография была воспроизведена в изданной Эрн. Ф. Тютчевой книге: «Сочинения Ф. И. Тютчева. Стихотворения и политические статьи» (СПб., 1886).

    В Муранове хранится еще один отпечаток этого переснимка. Инв. № 885.

    Долгополова С. А., Тархов А. Е.: Прижизненная иконография Тютчева

    МУЗЕЙ-УСАДЬБА МУРАНОВО
    Письменный стол Тютчева, привезенный из его последней квартиры в Петербурге

    Музей-усадьба Мураново им. Ф. И. Тютчева

    25

    Фотография С. Л. Левицкого. Петербург. 1867.

    13,7×9,6. На кабинетном паспарту. На паспарту слева внизу: «Левицкий на Мойке 30. С. -Петербург». В бронзовой раме. Инв. № 1744. По свидетельству Н. И. Тютчева, принадлежала И. С. Аксакову102. — II, 165.

     24). Тютчев изображен опирающимся на трость, что соответствует словам жены поэта о том, что он в это время очень страдал ногами (там же).

    В Муранове хранятся еще два отпечатка этой фотографии. Инв. № 415 и 582/5.

    26

    Фотография Г. И. Деньера. Петербург, <1867>.

    8,5×5,3. Вклеена в конволют, объединяющий издания: «Новонайденные стихотворения Ф. И. Тютчева» (М., 1879) и «Стихотворения Ф. Тютчева» (М., 1868). Конволют принадлежал Ф. Ф. Тютчеву, сыну поэта; хранится в Отделе редкой книги ГБЛ. — II, 383.

    Тютчев изображен сидящим в кресле. Возле этого кресла была сфотографирована также М. Ф. Бирилева (в рост, с собакой, лежащей у ее ног; на обороте надпись ее рукой: «Jean». Инв. № 2684/26; II, 395). В декабре 1867 г. она писала брату Ивану: «Намедни я ездила к Деньеру делать свой портрет к рождению Nicolas10310* сама собой улеглась у ног моих и так хорошо представлялась взорам, что Деньер пожелал снять с меня карточку во весь рост...»104. Тютчев снят в той же обстановке фотоателье, поэтому его портрет можно считать сделанным у Деньера в 1867 г.

    В Музее ИРЛИ хранится еще один экземпляр этого фотопортрета Тютчева. Инв. № 5467. Он был передан туда в 1928 г. внучками поэта Н. Ф. Тютчевой и Е. Ф. Тютчевой-Гирс.

    1 Письма к Богдановой и Фролову, с. 3.

    2 В. Мещерский— «Гражданин», 1873, № 31, 30 июля, с. 848.

    3 А. А. Фет. Полн. собр. стихотворений. Л., 1959, с. 363.

    4 Аксаков 1886, с. 50.

    5  Брандт. Материалы для исследования «Федор Иванович Тютчев и его поэзия». — «Изв. ОРЯС имп. Академии наук», т. XVI, кн. 2, 1911, с. 146.

    6 «Фотографическое обозрение». СПб., 1865, № 13, с. 403.

    7 Аксаков 1886

    8 «Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870—1879». М., 1968, с. 77—78.

    9 «Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873—1898». М. — Л., 1946, с. 17.

    10 «Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову», с. 112.

    11 Там же, с. 282.

    12  Фет. Полн. собр. стихотворений, с. 362.

    13 «А. А. Фету». — Лирика, т. II, с. 152.

    14 «Иным достался от природы...». — Лирика, т. I, с. 189.

    15 М. А. . Воспоминания об И. С. Тургеневе и селе Спасском. — ИВ, 1898, т. LXXIII, сент., с. 913. Какой именно портрет Тютчева был в Спасском, — неизвестно, поскольку этот портрет утрачен.

    16 ГБЛ, 308, 1.22.

    17 Запись К. В. Пигарева со слов Н. И. Тютчева, 1920-е годы. — Собр. Пигарева.

    18 Epée <Е. Погожев>. Сельцо Мураново. — «Столица и усадьба», 1915, № 33 (псевдоним раскрыт К. В. Пигаревым).

    19 <Г. И. Чулков>. Памяти поэта Ф. И. Тютчева (выставка в Муранове). По поводу пятидесятилетия со дня смерти Ф. И. Тютчева. — «Красная нива», 1924, № 34, с. 827 (псевдоним раскрыт К. В. Пигаревым).

    20 Н. И. Тютчев  Лобанов. Выставка в память пятидесятилетия со дня смерти поэта Ф. И. Тютчева (1873—1923). Мураново, 1925.

    21 Epée <Е. >. Указ. соч., с. 6.

    22 А. В. Висковатов. Историческое описание одежды и вооружения российских войск..., —67, рис. 1756—1767.

    23 ЦГВИА, ф. 489, оп. 1, ч. 2, д. 7070, л. 91—92; Н. В. Путята. Генерал-майор Н. Н. Муравьев. СПб., 1852, с. 32—33.

    24 А. В. . Указ. соч., ч. 16. СПб., 1902, с. 27—28, рис. 2222—2225.

    25 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 129, л. 1; И. В. Киреевский

    26 ЦГВИА, ф. 489, оп. 1, ч. 2, д. 7071, л. 79—80.

    27 Консультация А. М. Горшмана.

    28 Выписка из формулярного списка Н. И. Тютчева (копия). — Собр. Пигарева.

    29 —80.

    30 Надпись Н. А. Хлопова на обороте иконы, подаренной им Тютчеву в 1826 г. (Мураново, инв. № 1119); Летопись

    31 Д. И. Завалишин. Воспоминания о Грибоедове. — «Древняя и Новая Россия», 1879, № 4, с. 314.

    32 Гр. Ипполита фон Рехберг (рожд. бар. фон Пелькхофен; 1811—1895) — жена обер-гофмейстера баварского короля, художница-дилетантка; в мюнхенской Пинакотеке хранится пейзаж ее работы. — . Künstlerlexicon, Bd. 12, 1892; Nagler. Neue Künstlerlexicon. Bd. 14, 1909; E. Bénézit

    33 Соч. 1984, т. 2, с. 111.

    34 Подлинник на франц. яз. Перевод М. П. Кудинова. — Лирика

    35 Д-р Г. Т. Боссерт. Из ранних времен фотографии. — «Советское фото», 1936, № 9, с. 20.

    36 Летопись

    37 Г. Т. Боссерт. Указ. соч., с. 20.

    38 «Пантеон», 1852, № 1, объявление: «Подписка на литературно-художественный журнал «Пантеон».

    39 — «Северная пчела», 1852, № 103, 9 мая, с. 411.

    40 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 303, л. 44.

    41 «Каталог выставки, устроенной Об-вом любителей российской словесности в память В. Г. Белинского. 8—11 апреля 1898 года». М., 1898, с. 16—17. Об этой выставке и фотопортрете Тютчева см. также: Б. Б. Глинский— ИВ, 1898, т. LXXIII, июль, с. 230.

    42 «Библиотека для чтения», 1857, т. CXLII, № 3, с. 47 («Литературная летопись»).

    43 ЦГАЛИ, ф. 10, оп. 1, ед. хр. 216, л. 64.

    44 «Двенадцать портретов русских писателей». Ред. и вступ. статья И. С. Зильберштейна. Общая ред. Влад. Бонч-Бруевича. М., 1940, с. 9—11.

    45 Там же, с. 10.

    46 

    47 Летопись, с. 137.

    48 Дневник М. Ф. Тютчевой, 1860. — Мураново

    49 Письмо Эрн. Ф. Тютчевой К. Пфеффелю 6/18 июня 1867 г. (на франц. яз.). — Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 739, л. 46.

    50 Там же, л. 59 об.

    51 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 178, л. 64 об.

    52 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 485, л. 10 (на франц. яз.)

    53 , ф. 1, оп. 1, ед. хр. 745, л. 22.

    54 Мураново, инв. № 2657/59; Дневник М. Ф. Тютчевой, 1860. — Мураново

    55 «Из воспоминаний старого фотографа С. Л. Левицкого». — «Фотографический ежегодник П. М. Дементьева». СПб., 1892, с. 179.

    56 Впервые стихотворение «Недаром русские ты с детства помнил звуки...» было напечатано Г. И. Чулковым в Тютчевиане  Тютчев. Полн. собр. стихотворений. Вступ. статья и общая редакция Вас. Гиппиуса. Редакция текстов и примечания К. Пигарева. Л., 1939, с. 315). Хотя в примечании не упоминается о фотографии поэта, несомненно, что речь шла именно об описанном листе с автографом и портретом. Это явствует из того факта, что впоследствии этот лист поступил в Музей К. Маркса и Ф. Энгельса из Музея ИМЭЛ. Одно время местонахождение листа считалось неизвестным: Так, в Лирике К. В. Пигарев публикует стихотворение по фотокопии этого листа, впервые отмечая при этом связь текста и портрета (, т. II, с. 372).

    57 «Юбилей пятидесятилетней литературной деятельности академика князя Петра Андреевича Вяземского». СПб., 1861, с. 34.

    58 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 608, л. 38.

    59  Коган. Александр Дюма на Ладожском озере. — «Встречи с прошлым», вып. 2. М., 1976, с. 36. В Муранове хранятся портреты О. А. Мельниковой (впоследствии невестки Тютчева) и ее отца А. П. Мельникова работы И. Робийяра (пастель, 1856).

    60 Например, отъезд родителей из Парижа в марте 1865 г. фиксируется так: «Мама́ выехала из Парижа»; хотя их возвращение домой описано иначе: «Получила письмо от мама́ уже из Петербурга, куда они прибыли 26». — Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 182, л. 76, л. 92—92 об.

    61 , ф. 1, оп. 1, ед. хр. 179, л. 43 и 47.

    62 А. А. Фет. Полн. собр. стихотворений, с. 789.

    63 Лирика

    64 «Фотограф». СПб., 1864, № 15—16, с. 341—342.

    65 «Альбом фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России». СПб., 1865, № 2 (февраль).

    66 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 747, л. 92 (на франц. яз.).

    67 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 181, л. 66.

    68 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 344, л. 71 об. — 72.

    69  (на франц. яз.).

    70 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 747, л. 92—92 об.

    71 «Увы, бедный Йорик!» (англ.). — . Гамлет, акт. V, сц. 1.

    72 Соч. 1980, т. 2, с. 23. О каком именно портрете идет речь в этом письме, ранее не было известно.

    73 ЦГАЛИ, ф. 505, оп. 1, ед. хр. 184, л. 86 об. — 87 (альбом Е. Ф. Тютчевой). Список рукой Е. Ф. Тютчевой.

    74  Пигарев. Мураново. М., 1970, с. 120.

    75 М. Я. Киттары

    76 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 684, л. 38 об.

    77 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 515, л. 190 об.

    78 «Альбом памяти И. С. Аксакова 1886 г.» (изготовлен в фотографии Э. С. Лёвенштейна, Москва). — Мураново, инв. № 889. Нынешнее местонахождение этого экземпляра тютчевского портрета «с пледом через плечо» неизвестно.

    79 ЦГАЛИ, ф. 505, оп. 1, ед. хр. 165, л. 85.

    80 Завещание Эрн. Ф. Тютчевой от 16 марта 1894 г. (на франц. яз.). — .

    81 «Из воспоминаний старого фотографа С. Л. Левицкого». — «Фотографический ежегодник П. М. Дементьева». СПб., 1892, с. 184, 189; Герцен, т. 27, с. 161; т. 28, с. 85; «Известия ОЛЯ АН СССР». М., 1962, т. XXI, в. 2, с. 142; «Фотограф». СПб., 1865, № 9—10, с. 214.

    82 «Фотограф». СПб., 1864, № 2, с. 61. В этом ателье Левицкий использовал сменяющиеся фоны, которые, в частности, можно видеть на фотографиях лиц петербургского высшего света, хранящихся в альбомах кн. А. М. Горчакова (ЦГАОР, ф. 828, оп. 1, ед. хр. 1047—1049, 1051—1053). На одной из этих фотографий (ед. хр. 1053, л. 8 об, № 1) виден тот же рисованый фон, на котором снят и Тютчев. Кроме того, в этих альбомах находятся фотографии без рисованого фона, сделанные в этом же ателье. См. фотографию Тютчева № 23.

    83 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 182, л. 65 об., 76.

    84 А. Фет. Мои воспоминания. 1864—1889, ч. II. М., 1890, с. 5.

    85 , т. 28, с. 48.

    86 Там же, с. 50.

    87 С. Л. Левицкий был приглашен в Ниццу для съемки портрета имп. Марии Александровны благодаря содействию кн. А. М. Горчакова, что явствует из письма к нему фотографа от 11/23 февраля 1865 г. (ЦГАОР, ф. 828, оп. 1, ед. хр. 529, л. 1). О пребывании С. Л. Левицкого в Ницце и сделанных там портретах см. также: Герцен

    88 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 182, л. 11 об. Левицкий упоминается также на л. 10 и 11.

    89 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 308, л. 34 об. (на франц. яз.).

    90 

    91 Там же, л. 47 об. (на франц. яз.).

    92 Там же, л. 85 (на франц. яз.).

    93 Там же, л. 90 (на франц. яз.).

    94 Там же, л. 96 (на франц. яз.).

    95 

    96 ЦГАЛИ, ф. 505, оп. 1, ед. хр. 185, л. 53—53 об.

    97 «Превосходные копии больших размеров привелось мне видеть только у Альбера в Мюнхене и в Лондонском фотографическом обществе». — «Фотограф», 1865, № 9—10, с. 199.

    98 Дневник Эрн. Ф. Тютчевой, 1875 (на франц. яз.). — Собр. Пигарева.

    99 

    100 Завещание Эрн. Ф. Тютчевой от 16 марта 1894 г. (на франц. яз.). — Собр. Пигарева.

    101 Дневник Эрн. Ф. Тютчевой, 1875 (на франц. яз.). — Собр. Пигарева.

    102  1744).

    103 День рождения Н. А. Бирилева — 9 декабря.

    104 Мураново, ф. 1, оп. 1, ед. хр. 344, л. 60—60 об.

    Сноски

    1* на этой картине среди лиц, участвующих в церемонии проводов принца, изображен Тютчев (картина воспроизводится в наст. кн., с. 442, 443).

    2* Кроме того, в Музее ИРЛИ, в ГЛМ, ГИМ, ЦГАОР, ЦГАЛИ и других хранилищах находится ряд фотографий Тютчева, тождественных фотографиям Мурановского музея. В нашем «Описании» эти фотоотпечатки не учитываются как дублирующие соответствующие экземпляры Мурановского музея, который обладает наиболее полным собранием прижизненных портретов Тютчева.

    3* Об этом свидетельствует кант на воротнике мундира, положенный всем офицерам Гвардейского генерального штаба в отличие от офицеров свиты е. и. в. по квартирмейстерской части24.

    4* «Исполнено с натуры Ипполитой Рехберг» (франц.).

    5* «9 марта 1838» (франц.).

    6*  12, 2-й дом от Невского проспекта, напротив Английского магазина, вход со двора налево» (франц.).

    7* «1860. Моя кисанька и я. Мари Тютчева» (франц.).

    8* Его имя Анри (Henri) переводилось в России и как Андрей и как Генрих.

    9* Подтверждением того, что Левицкий не сделал портретов Тютчева в Ницце, служит письмо А. Ф. Тютчевой к Е. Ф. Тютчевой от 6 февраля 1865 г. из Ниццы: «...прошу тебя, милая Киттерль, прислать мне карточки: твою, папа́, мама́, Дмитрия и Ивана. Я купила медальон для Мари с рамочками для портретов всей семьи. Я не могу достать карточки здесь. Пришли мне свои <...> Мне бы хотелось подарить это Мари к ее дню рождения, т. к. вчера у меня не было возможности это сделать»89 (5 февраля 1865 г. в Ницце состоялась свадьба М. Ф. Тютчевой и Н. А. Бирилева).

    10* Flirt — кличка собаки.

    Раздел сайта: