ТЮТЧЕВ И... МОДЕРНИСТЫ,
МНИМЫЕ И НАСТОЯЩИЕ
Одесса 2000 г.
Автор дает примеры нового прочтения многих стихотворений Тютчева, а также не вполне обычных параллелей творчества великого русского поэта с современными художниками кисти и пера. Форма повествования - спор с известным литературоведом М. Эпштейном и с другими критиками и искусствоведами.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, а также на специалистов.
Предисловие,
постоянно-переходящее
к каждой книге данной серии
- Миссия есть у каждого... Самое интересное... что человек чаще всего не догадывается, в чем его миссия...
“Хрустальный мир”. В. Пелевин
Моя миссия, по крайней мере в этой серии книг, заключается, видимо, в том, чтоб дать как можно больше примеров применимости Синусоиды - я это так называю - идеалов (с инерционными вылетами вон из нее), идеалов, которыми одушевлены были творцы произведений искусства при их создании, для выявления художественного смысла этих произведений.
Я было пробовал когда-то поделиться своей находкой: послал материал в центральную газету, в толстый журнал... - Не взяли. Сделал принтерные самоиздания (по паре экземпляров) нескольких работ и подарил их одной-другой библиотеке. - Взяли. Но - в отделы рукописей, и вещи не попали в общие каталоги. Напечатал несколько статей в местных газетах. - Но там не развернешься. И никто не понял, на какой системе все у меня базируется. Издал кое-что, крошечными тиражами, для библиотек. - В общие каталоги попало, но никто их там не ищет.
Когда-то я писал и думал: будь у меня сто жизней - я бы всю историю искусств построил по Синусоиде с ее вылетами....
Вот и надо внушить ту же мысль печатно, количеством моих применений такой Синусоиды.
Правда, я не мог это издавать сразу после написания, а теперь уже не полностью согласен с самим собой, прежним. - Ну, зато видна эволюция от книги к книге. Может, это даже и лучше для усвоения.
Предисловие
Просите меня, неподготовленный читатель,- я предлагаю вам в трудное время трудное чтение.
Подождать я не могу - жизнь моя на исходе. И потом - кто знает: может, и век, и два будет еще не время для широкой публики читать такие книги. С другой стороны, уже и сейчас, верю, желающий приобщиться к “непонятному” современному искусству за нее ухватится. Ибо она создана для него: почти любое разбираемое произведение есть тут же (процитировано или репродуцировано), специальные термины, без которых не обойтись, объяснены, а еще чаще я их избегал, и, простите еще раз, я вообще подхожу к читателю так, будто ему все-все нужно растолковать.
Простите меня, литературоведы и искусствоведы,- я, до мозга костей просветитель, не захотел (да и не смог бы) то теоретически новое, что, надеюсь, вы найдете здесь, излагать наукообразно. И потому же я взял уверенный тон - чтоб широкий читатель шел за мной без колебаний (материал и без того достаточно труден).
А если окажется, что я ошибся в посылках, ходе разбора или выводах - вы все меня тоже простите. Так ловко все сходилось в 1991-м, да и теперь...
Для думающего интеллигента, тем более пишущего, более всего подходит позиция “над схваткой”. Хотя ее очень нелегко занять и еще труднее на ней удержаться - в интеллигенции тоже очень сильно “роевое” сознание.
В. Лакшин