Д. Ф. ТЮТЧЕВА — Е. Ф. ТЮТЧЕВОЙ
<Петербург.> 13/<25> марта 1857 г.
Вчера я была у Салтыковой1 <...> Князь Петр Долгорукий подошел ко мне, чтобы расспросить о m-lle Catherine, которая внушает ему чувство глубокого восхищения2́льшая часть членов нашей семьи, ибо он заявляет, что любит папа́, а в обществе ни на шаг не отходит от Анны, дошло до того, что он недавно отправил ей все свои родословные книги*<...>
Князь Вяземский только что горячо спорил с папа́ из-за статьи Самарина3, которую папа́ очень решительно отстаивал. В настоящее время ум этого человека все более очаровывает папа́, — он его цитирует и заявляет, что нет никого, кто был бы равен Самарину по уму. Сегодня они вместе обедают у Антуанетты4 <...>
Что до здоровья папа́, оно благополучно.
Мураново—12 об. (на русск. яз.), л. 12 об. — 13 и 14 об. (на франц. яз.).
1 Кн. Екатерина Васильевна Салтыкова —1863) — статс-дама.
2 Долгоруков (1816—1868) — генеалог и публицист, автор «Российской родословной книги» (кн. 1—4. СПб., 1856—1857); впоследствии эмигрант. О его отношении к Тютчеву в дальнейшем см. ниже, № 325, прим. 1. M-lle Catherine — Е. Ф. Тютчева.
3 По-видимому, спор шел о только что появившейся статье Самарина «Несколько слов по поводу исторических трудов г. Чичерина» («Русская беседа», 1857, т. I, кн. 5), написанной по поводу книги Б. Н. Чичерина «Областные учреждения России в XVII веке» (М., 1856). Славянофил Самарин утверждал в этой статье «несостоятельность» взглядов западника Чичерина на историю допетровской Руси (с. 103) — взглядов, отражающих «несостоятельность» всей созданной западниками современной исторической науки: «Историческая наука, — писал Самарин, — зачалась в России вслед за переворотом, прервавшим у нас живую нить исторического предания. Оттого наука явилась не как плод созревшего народного самосознания, а как попытка со стороны цивилизованного общества, оторвавшегося от народной почвы, восстановить в себе утерянное самосознание» (с. 111).
4 — А. Д. Блудова.
* Слова, набранные курсивом, во французском тексте письма написаны по-русски.