И. С. АКСАКОВ — Е. Ф. ТЮТЧЕВОЙ
<Турово. Сентябрь 1873 г.>
... я могу предложить вам для прочтения: письмо Самарина1, выписку из письма Пфеффеля к редактору газеты «l’Union» с преинтереснейшими воспоминаниями о Федоре Ивановиче2, статью Стасюлевича в «Вестнике Европы»3, статью Никитенки в «Русской старине»4, статью в «Гражданине»5 и несколько слов Каткова в «Русском вестнике»6. Вместе со статьей в «Journal de St. -Pétersbourg»7 все эти статьи дают довольно верное общее понятие о вашем отце, составляют довольно полное определение. Теперь требуется более подробная оценка его поэзии и его философско-политических убеждений, — нужен биографический очерк, но его биография — трудное дело; она богата не столько внешним, сколько внутренним содержанием, а в этом содержании главное место принадлежит той стороне его жизни, которая менее всего может быть раскрываема публике. «L’abus des affections humaines»* — выражение или, вернее, определение самого себя, так часто им повторяемое в письмах, — это характеристическая черта его жизни и нравственной физиономии, объясняющая столь многое в его стихах, в его бытии, — обо всем этом должно быть умолчано.
Впрочем, я извлек — и независимо от этого фактора или двигателя — из имеющихся у меня материалов очень любопытные биографические данные. Ваша belle-mère успела сделать и прислать мне перед отъездом своим в Овстуг выписку из писем к ней Федора Ивановича, начиная с 1843 года, — выписку на 50-ти почтовых листках! Тут чрезвычайно много интересного, и почти все подлежит печати, особенно весь период Крымской войны. У вас должны храниться письма его к отцу и матери — помнится, что я даже видел эту связку: необходимо мне их просмотреть. Не сохранилось ли также писем Николая Афанасьеввича — его дядьки?
Эрнестина Федоровна прислала Анне образ, которым этот дядька в 1826 году благословил Федора Ивановича. Один этот образ чего стоит! На задней стороне образа рукой этого дядьки отмечены замечательные числа в жизни Федора Ивановича с 1822 по 1826 год (пожалование в камер-юнкеры, грозившая дуэль и пр.) — и святые, празднуемые в эти числа, все изображены по четырем углам образа Федоровской Божьей матери8! Для меня, с моей точки зрения, чрезвычайно важны эти бытовые народные черты, врезывающиеся в жизнь двигателей русской мысли. Итак, моя славная, попросите Дарью Ивановну порыться в своих воспоминаниях — по поводу Хлопова.
Кстати, Эрнестина Федоровна отрицает, что Федор Иванович был у Гёте.
Примечания
ЦГАЛИ, ф. 505, оп. 1, ед. хр. 185, л. 42—43.
1 К. В. Пигарев. Из откликов современников на смерть Ф. И. Тютчева. — «Изв. АН СССР. Серия лит-ры и языка», т. 32, вып. 6, 1973, с. 536—539).
2 См. выше, № 483, прим. 2.
3 См. выше, № 486, прим. 2.
4 485, прим. 1.
5 В газете «Гражданин» было помещено две статьи о Тютчеве: «Поминальная заметка» (1873, № 30, 23 июля; без подписи), автором которой был Ф. М. Достоевский; «Свежей памяти Ф. И. Тютчева» (1873, № 31, 30 июля); эта статья, автором которой был В. П. Мещерский, почти полностью переработана Достоевским.
6 Автором некролога в «Русском вестнике» (1873, № 8; без подписи) был М. Н. Катков.
7 См. выше, № 483, прим. 1.
8 Аксаков ошибся: это была икона «Взыскание погибших».
* «Чрезмерная склонность к сердечным привязанностям» (франц.).