• Приглашаем посетить наш сайт
    Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)
  • Аксаков И. С. - Гагарину И. С., 7/19 ноября 1874 г.

    5. И. С. АКСАКОВ — И. С. ГАГАРИНУ

    Москва, Кисловка, дом Азанчевского. Ноября 7-го/<19>1874

    Милостивый государь Иван Сергеевич!

    Препроводить к вам экземпляр написанной мною биографии Тютчева было для меня нравственною обязанностью. Вы первый оценили поэтический талант Тютчева, и русское общество не может не признать этой заслуги. Пользуюсь случаем выразить вам личную свою благодарность за внимание, оказанное вами моему труду. Ваши письма к Александре Николаевне, которые она мне сообщала, исполнены многих очень ценных замечаний, и я пользуюсь ими при новом издании биографии1. Со своей стороны позволю себе заметить, что ваши сомнения относительно славянофильской тенденции Тютчева2 разрешаются, как мне кажется, не одними моими уверениями, а его собственными статьями. Уже в 1844 году, еще до переселения его в Петербург, написана и издана им в Германии брошюра, в которой намечено им политическое и историческое воззрение, впоследствии лишь разработанное и развитое, без всякого противоречия себе самому3. Его взгляд на христианство и на церковь изложен в последующих статьях 1849 и 1850 годов4. Если в убеждениях Тютчева произошла такая резкая перемена, какая вас удивляет, так эта перемена должна была поразить вас ранее, т. е. еще в 1844 и 1849 годах. Не Тютчев биографии, а Тютчев статей, напечатанных за границей с 1844 года, противоречит тем представлениям о нем, какие создались в вас вследствие личных ваших с ним сношений в 1833—34 годах. Не знаю, читали ли вы эти статьи в свое время5... Наконец, из присланных вами двух стихотворений6 одно, по случаю взятия Варшавы, написанное, стало быть, в 1831 г., замечательно по мысли о славянстве, о воссоединении славян «для подвига просвещенья» и об их общем историческом призвании. Не знаю, откуда она могла явиться у <27>-летнего* юноши при его рассеянной жизни в Мюнхене, но согласитесь, что идея об особом мировом признании славянства под руководством России должна была логически привести его к мысли о тех исторических духовных отличиях, которыми Россия и Восток выделяются из общего строя западноевропейской цивилизации.

    Аксаков И. С. - Гагарину И. С., 7/19 ноября 1874 г.

    ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ТЮТЧЕВА:
    «Monsieur de Tuttchef. Gentilhomme de la Chambre de S. M. l’Empereur de Russie. Rue d’Artois. No 21» («Господин Тютчев. Камер-юнкер е<го> в<еличества> императора всероссийского. Улица д’Артуа. № 21»)
    На обороте записка Тютчева, адресованная В. А. Жуковскому: «Просит позволения засвидетельствовать свое почтение Василию Андреевичу»
    Ниже (другими чернилами и другой рукой): «1827»
    Музей-усадьба Мураново им. Ф. И. Тютчева

    Разумеется, речь идет только о сфере убеждений, об его философско-историческом миросозерцании. В этой области он был христианин — по крайней мере таков был его Standpunkt2*. Я постоянно указываю на противоречие его убеждений с его жизнью и говорю, что его жизнь была мало и очень мало озарена живою верою; об его «смирении» я прямо выразился, что оно не было христианскою добродетелью7, хотя, конечно, проведенное сквозь 70 лет жизни, оно, в моих глазах, дорастает до цены нравственного подвига. Вы указываете на его отношение к «Globe»8, но, однако же, по словам Пфеффеля, он не был сторонником Июльской революции и тогда же обличал в ней присутствие революционной доктрины, независимо от самого факта9

    Тютчев во второй половине 20-х годов много живал в Париже; едва ли не там и обвенчался он со своей первой женой10.

    Позвольте обратиться к вам с усерднейшею просьбою: нет ли возможности прислать ко мне в подлиннике рукопись стихов Тютчева? Шестьдесят одно неизданное стихотворение11! Кроме того, что это само по себе интереснейший биографический факт, это новый вклад в русскую литературу. Даю вам честное слово, что рукопись, если вы того желаете, будет вам в целости и вскорости возвращена. Если же вы не согласны доставить мне подлинную рукопись, то нельзя ли велеть снять с нее точную копию, копию со всех шестидесяти стихотворений, без выбора, не исключая и слабых, и любовных, какие бы они ни были. У Раича только три-четыре стихотворения, которые не попали в полное издание12.

    И я, со своей стороны, радуюсь случаю выразить вам несомненную уверенность в вашей искренности и полное уважение.

    Ив.

    1 Второе издание труда Аксакова (Аксаков 1886) не содержало ни добавлений, ни уточнений.

    2 

    3 Имеется в виду статья Тютчева «Россия и Германия», напечатанная в виде анонимной брошюры: «Lettre à m-r le docteur Gustave Colb, redacteur de la Gazette universelle». München, 1844.

    4 Имеются в виду две анонимные статьи Тютчева: «Россия и Революция» (опубликована в брошюре: P. de B<ourgoing>. Politique et Moyens d’action de la Russie <...> Paris, 1849) и «Папство и Римский вопрос» («Revue des Deux Mondes», 1850, 1 janvier).

    5 Гагарин не только читал статью «Папство и Римский вопрос», но и полемизировал с нею в печати (см. предисловие к наст. публикации и прим. 15 к нему).

    6 Гагарин послал Аксакову через Бахметеву автографы двух стихотворений Тютчева: «Вас развратило самовластье...» («14-ое декабря 1825») и «Как дочь родную на закланье...» (см. п. 8 и 9).

    7 

    8 См. п. 2.

    9 См. в наст. кн.: «Карл Пфеффель о Тютчеве», с. 36.

    10 Дата и место первой женитьбы Тютчева не установлены. Указанная К. В. Пигаревым дата 5 марта 1826 г. (Пигарев

    11 О принадлежавших Гагарину рукописях стихотворений Тютчева см. п. 3, прим. 7. В последующих письмах идет речь о передаче этих рукописей Аксакову (см. п. 7, 9—12).

    12 См. п. 3, прим. 6.

    Сноски

    * В публикации «Символа»: 22-х летнего.

    2* Позиция (нем.).

    Раздел сайта: