• Приглашаем посетить наш сайт
    Некрасов (nekrasov-lit.ru)
  • Осповат А. Л.: Вступительная статья (Тютчев в Мюнхене - письма Гагарина И. С.)

    Личные и эпистолярные контакты Тютчева с Иваном Сергеевичем Гагариным (1814—1882) продолжались недолго. В 1833—1835 гг. Гагарин, младший сослуживец Тютчева по дипломатической миссии в Мюнхене, входил в его ближайшее окружение, а в 1836 г. он — по собственной инициативе — стал литературным агентом поэта в России1. Последняя их встреча состоялась летом 1837 г. в Петербурге, а переписка оборвалась в 1838 г.

    Около этого времени на Гагарина падает подозрение в составлении анонимного пасквиля, полученного Пушкиным в ноябре 1836 г. Мнение о причастности его к гибели Пушкина, печатно высказанное в 1863 г., довольно широко бытовало в XIX — начале XX в., но после исследования П. Е. Щеголева всерьез уже не аргументировалось2 (обвинения в адрес Гагарина, которые содержатся в некоторых популярных статьях последнего времени, носят вполне безответственный характер3).

    Продолжая служить по дипломатическому ведомству, Гагарин занимал небольшие посты в русских посольствах — в Париже (1838—1842) и в Вене (1842)4, что не мешало ему подолгу находиться в России. Зимой 1839—1840 гг. он входил (вместе с Лермонтовым и др.) в петербургский кружок «шестнадцати»5, а с начала 1840-х годов стал посещать московские сходки славянофилов, куда его ввел Ю. Ф. Самарин6.

    В 1842 г. Гагарин принял католичество. К этому решению, подготовленному всем ходом интенсивных духовных исканий, его склоняли также примеры П. Я. Чаадаева, с которым он познакомился в 1835 г., и С. П. Свечиной — хозяйки католического салона в Париже (тетки Гагарина по матери)7. «Понять можно, — записал Герцен после доверительной беседы с Гагариным, — аристократ, вероятно не получивший серьезного образования, ни сильного таланта, — между тем ум и горячее сердце <...> Дома-то черно, страшно. Путь человечества неизвестен <...> А тут <...> перед непривычным глазом развертывается в первый раз учение, мощно развитое из своих начал...»8 (ср. в позднейшем письме А. И. Тургенева К. С. Сербиновичу от 1/13 октября 1844 г.: «Не он во всем виноват, а мы, т. е. вы, я, Фил<арет>, Мур<авьев> и весь летаргизм нашего православия»9). 12 августа 1843 г. в Париже Гагарин принял послушничество в Ордене иезуитов10 и, пройдя двухлетний новициат, стал священником.

    Реакция Тютчева на перелом в судьбе Гагарина нам неизвестна. 1/13 октября 1843 г., по приезде в Мюнхен, он сообщил родителям, что узнал «много подробностей об И. Гагарине»1112. У него была возможность увидеть Гагарина в 1844 г., когда он более трех месяцев провел во Франции (с мая по август). Но встречи со своим мюнхенским знакомым он, по-видимому, не искал.

    В дальнейшем, занимаясь миссионерской и издательской деятельностью (в 1862 г. его попечением увидело свет первое собрание сочинений и писем Чаадаева13), Гагарин выступал с публицистическими работами, в которых развивал идею воссоединения восточной и западной церквей в католицизме. Это, на его взгляд, гарантировало бы независимость русской церкви от самодержавия, а также свободу совести14. Как политические мыслители Тютчев и Гагарин занимали противоположные позиции, что обусловило полемические выступления последнего против статьи Тютчева «Папство и Римский вопрос»15.

    «быстро переходить от одного предмета к другому, начинать самому и предоставлять другим развитие начатого»16.

    Русские дела постоянно составляли один из главных интересов Гагарина; переписку с соотечественниками он вел регулярно, причем в числе его корреспондентов были лица, отнюдь не разделявшие его взгляды. К числу последних принадлежала, в частности, Александра Николаевна Бахметева (рож. Ховрина; 1823—1901), с которой он познакомился зимой 1842—1843 гг. в Москве. В московских салонах заметную роль играла ее мать — Мария Дмитриевна Ховрина —1877), и Александре Ховриной (домашнее прозвище «Шушу»), так сказать, «по наследству» досталось расположение Вяземского, А. И. Тургенева и иных знаменитостей. Юной Ховриной поочередно увлекались Н. В. Станкевич и И. С. Тургенев17; радушно принял ее и славянофильский круг. В 1849 г. она вышла замуж за Петра Владимировича Бахметева (1818—1896), который много лет был предводителем дворянства Дмитровского уезда. После замужества Бахметева посвятила себя благотворительной деятельности и литературному труду: она написала ряд книг для детей исторического и религиозного содержания18.

    Близкая подруга дочерей Тютчева, Бахметева, естественно, знала о его приятельских отношениях с Гагариным в мюнхенский период. В письме от 28 августа 1874 г. она обещала своему корреспонденту в скором времени прислать биографию Тютчева, написанную Аксаковым19«Русского архива» послал Гагарину сам Аксаков, который надеялся получить от него «неизданных стихотворений Тютчева первой заграничной поры 61 пиэсу»20. Этот расчет оправдался вдвойне: Гагарин не только вернул на родину автографы поэта, но и поделился воспоминаниями о нем в письмах к Бахметевой, которая познакомила с ними Аксакова. Аксаков тогда же вступил в переписку с Гагариным, высказав ему ряд собственных суждений о Тютчеве. Отвечая ему, Гагарин во многом дополнил и разъяснил сообщения, содержавшиеся в его письмах к Бахметевой. Таким образом, переписка Гагарина с Бахметевой и его же переписка с Аксаковым представляют собой единое целое в той их части, которая связана с Тютчевым.

    Главная тема этой «переписки из двух углов» — философские и политические воззрения Тютчева в 1820—1830-е годы. Здесь обнаруживается расхождение между Гагариным, не склонным всерьез относиться к его «славянофильской» тенденции той поры, и биографом поэта, который (как и Бахметева) не находил противоречия между историософской концепцией зрелого Тютчева и некоторыми поэтическими репликами его на события 1820—1830-х годов. В контексте современного научного обсуждения этой проблемы21 (которая безусловно требует новых разысканий) особую ценность имеют именно способ аргументации и личные впечатления оппонентов (не столько даже сами выводы, ими сделанные); отметим в данной связи, что Гагарин едва ли не первый почувствовал — и сформулировал — характерную особенность личности Тютчева: его «горацианство», специфический духовный статус, позволяющий свободно воспринимать самые разнородные идеи (в ходе интенсивных интеллектуальных контактов), но одновременно — и дистанциироваться от них, утвердиться в амплуа «зрителя». Наблюдения подобного характера, а также целый ряд ценных сведений о жизни Тютчева в Мюнхене придают публикуемым письмам значение важнейшего биографического источника.

    Другой сюжет этой переписки — судьба той части рукописного наследия Тютчева, которая находилась с 1836 г. в руках Гагарина, а в 1874 г. была передана им Аксакову.

    — ноябре 1874 г. и в январе 1875 г. Гагарин послал Бахметевой шесть писем. Беловые автографы их до нас не дошли, за исключением одного — от 9 ноября 1874 г. (Собр. Пигарева). Однако в архиве Гагарина все эти шесть писем сохранились — в черновиках (9, 21 и 15/27 ноября 1874 г.) и в писарских копиях с правкой Гагарина (28 октября и 4 ноября 1874 г., январь 1875 г.); там же хранятся: незавершенный черновой автограф (дата: «Октябрь 1874»), представляющий собой первоначальную редакцию первых двух писем Гагарина, письма Бахметевой Гагарину (Bibliothèque Slave, Paris. Section des manuscrits. Archives Gagarine*. Далее — BS). Все письма написаны на французском языке.

    Переписка Гагарина с Аксаковым относится к тому же времени, что и переписка его с Бахметевой. Ее составляют четыре письма Аксакова (беловые автографы — BS) и четыре письма Гагарина; одно из писем Гагарина (29 октября/10 ноября 1874 г.) сохранилось в беловом автографе (), одно (26 ноября 1874 г.) — в черновике (BS) и два (30 ноября/12 декабря 1874 г. и 26 января 1875 г.) — в беловых автографах (Собр. Пигарева) и в черновиках (BS). Вся переписка велась на русском языке.

    Письма Гагарина к Бахметевой неоднократно привлекали внимание исследователей. Однако обилие разрозненных цитаций22 друг от друга), но работа их не была завершена. Оба исследователя располагали машинописными копиями, полученными из Bibliothèque Slave. Эти копии хранятся в архивах Лернера (ЦГАЛИ, ф. 300, оп. 1, ед. хр. 400) и Казанович (ГПБ, ф. 326, ед. хр. 305).

    Переписка Гагарина с Аксаковым опубликована Л. Шуром в малотиражном журнале «Символ» (издание Bibliothèque Slave; 1984, № 11). Источником публикации послужили автографы, хранящиеся в Bibliothèque Slave. Поэтому в нее вошло не восемь, а семь писем (вместо письма Гагарина от 29 октября/10 ноября 1874 г., автограф которого в его архиве не сохранился в публикацию включено краткое резюме содержания письма, сделанное самим Гагариным).

    В настоящую публикацию входит только та часть переписки Гагарина с Бахметевой и Аксаковым, которая имеет отношение к Тютчеву. В ряде публикуемых писем сделаны соответствующие сокращения (п. 6, 8, 10—13). Кроме того, полностью опущено письмо Гагарина Аксакову от 26 января 1875 г., поскольку упоминания о Тютчеве в нем отсутствуют.

    Все письма печатаются в едином хронологическом порядке, поскольку, как уже было сказано, переписка Гагарина с Бахметевой и переписка его с Аксаковым составляют, в отношении Тютчева, единый документальный комплекс.

    В Приложении печатается первоначальная редакция первых двух писем Гагарина к Бахметевой (октябрь 1874 г.). При наличии ряда совпадений с окончательным текстом этих писем (п. 1 и 2) первоначальная редакция содержит ряд существенных деталей, дополняющих и уточняющих факты, в них изложенные.

    «Литературного наследства» и уточнен по присланным из Bibliothèque Slave фотокопиям с упомянутых черновиков и писарских копий (п. 1, 2, 6, 8, 13 и Приложение — ЦГАЛИ, ф. 1049, оп. 1, ед. хр. 5), а также по беловому автографу (п. 3 — Собр. Пигарева).

    Письма Гагарина к Аксакову печатаются частью (п. 4 и 10) по беловым автографам (Собр. Пигарева), частью (п. 7) по указанной публикации в «Символе». По этой же публикации воспроизводятся письма Аксакова Гагарину (п. 5, 9, 11, 12).

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1 См. в наст. томе (кн. I) публикацию переписки Тютчева с Гагариным. См. также: Пигарев, с. 82—87; Л. Шур— издатель Ф. И. Тютчева и хранитель его литературного наследства. — «Символ», 1984, № 11, с. 197—214; см. также в наст. кн.: А. А. Николаев. О неосуществленном замысле издания стихотворений Тютчева. 1836—1837.

    2 <А. Н. Амосов>. Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина. Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта Константина Карловича Данзаса. СПб., 1863, с. 9—10; П. Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы. М. — Л., 1928, с. 475—488.

    3 М. Яшин. К портрету духовного лица. — «Нева», 1966, № 2, с. 169—176; 1966, № 3, с. 186—199 (ряд сведений, впервые здесь обнародованных, не придает доказаательности темденциозному выводу); Л. . Еще раз о виновниках пушкинской трагедии... — «Октябрь», 1973, № 3, с. 206—215. Критику этой версии см.: А. С. Бутурлин. Имел ли И. С. Гагарин отношение к пасквилю на А. С. Пушкина? — «Изв. АН СССР. Серия лит-ры и языка», т. XXVIII, вып. 3, 1969, с. 277—285; С. Л. . Пушкин в 1836 году. (Предыстория последней дуэли). Л., 1984, с. 81—85.

    4 Л. Шур. К биографии И. С. Гагарина. — «Символ», 1984, № 12, с. 202—203.

    5 Э. Г. . Судьба Лермонтова. М., 1964, с. 93—94, 267—273, 304—305, 307—308.

    6 Ю. Ф. Самарин. Иезуиты и их отношение к России. Письма к иезуиту Мартынову. М., 1868, с. 342—346.

    7 <ирлинг П.>. Софья Петровна Свечина. (Ее жизнь и переписка). — РС, 1900, № 10, с. 159—161.

    8 Запись в дневнике от 8 января 1843 г. — Герцен, т. II, с. 257—258. Гагарин послужил прототипом Анатолия Столыгина в неоконченной повести Герцена «Долг прежде всего» (впервые отмечено Н. П. Анциферовым. — ЛН—62; см. также: М. П. Алексеев По следам рукописей И. С. Тургенева во Франции. — РЛ, 1963, № 2, с. 75).

    9 РС, 1882, № 5, с. 454. Имеются в виду книги митрополита Филарета «Разговор между испытующим и уверенным о православии восточной греко-латинской церкви» (СПб., 1815) и А. Н. Муравьева «Правда вселенской церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах» (СПб., 1841). О впечатлении, произведенном этими книгами на Гагарина, см. П. А. . Записные книжки (1813—1848). М., 1963, с. 284—285.

    10 Тогда же Гагарин лишился права вернуться на родину, о чем записано в паспорте, выданном ему в Париже в 1843 г. (Як. Полонский. Литературный архив И. С. Гагарина. — «Временник Об-ва друзей русской книги», т. III. Париж, 1932, с. 139, прим. 2).

    11 , т. 2, с. 90.

    12 Насколько известно, Тютчев никак не отозвался и на заявление Гагарина о своей непричастности к дуэли Пушкина («Оправдание иезуита Ивана Гагарина по поводу смерти Пушкина». — «Биржевые ведомости», 1865, № 154, 16 июля; РА, 1865, № 8, стлб. 1031—1036).

    13 «Oeuvres choisies de Pierre Tchadaieff <...>». Paris — Leipzig, 1862. До этого Гагарин опубликовал французский оригинал «Философического письма» в составе своей статьи «Tendances catholiques dans la société russe», напечатанной в 1860 г. во французской газете «Correspondant» и в том же году изданной в Париже отдельной брошюрой (ранее «Философическое письмо» было известно только в сокращенном русском переводе — «Телескоп», 1836, № 15).

    14 Основная работа Гагарина — «La Russie sera-t-elle catholique?» (Paris, 1856; рус. пер. И. Мартынова: «О примирении русской церкви с римскою. Париж, 1858); была переведена на ряд европейских языков и вызвала оживленную полемику.

    15 Гагарин дважды полемизировал с этой статьей Тютчева. См. об этом: Р. Лэйн. Публицистика Тютчева в оценках западноевропейской печати конца 1840-х — начала 1850-х годов. — Наст. том, кн. I, с. 240, 244.

    16 П. . Гагарин И. С. — «Русский биографический словарь», т. <IV>. М., 1914, с. 73. Новейшую сводку данных и литературы о Гагарине см. в указанных выше (прим. 1, 4) публикациях Л. Шура, а также: В. И. Мильдон, А. Л. Осповат— «Энциклопедический словарь русских писателей», т. I, М., 1989.

    17 «Переписка Н. В. Станкевича. 1830—1840». М., 1914, с. 182—185; И. С. Тургенев. Полн. собр. соч. и писем. Изд. 2-е. Письма, т. I, М., 1982, с. 151, 173—174.

    18 Н. Н. . Библиографический словарь русских писательниц. СПб., 1889, с. 21; «Словарь членов Об-ва любителей российской словесности при Московском университете. 1811—1911». М., 1911, с. 28.

    19 ГПБ ф. 326, ед. хр. 305, л. 59 (копия; на франц. яз.).

    20 Письмо И. С. Аксакова П. И. Бартеневу от 17 сентября 1874 г. Цит. по ст.: А. Л. Осповат«Русский архив»: К истории издания первой биографии Ф. И. Тютчева. — «Федоровские чтения. 1979». М., 1982, с. 76.

    21 Из новейших работ см.: R. Lane. Russia and the Revolution in Tutchev’s Poetry: Some Poems of 1828—1830. — «Slavonic and East European Review», 1973, v. LI, p. 214—230; А. Л. Осповат. К построению биографии Тютчева. — «Тыняновский сборник. Вторые тыняновские чтения». Рига, 1987, с. 267—273; Он же. К стихотворению «14-ое декабря 1825» (Тютчев и декабризм). — В кн.: «Тютчевский сборник». Таллин, 1989.

    22 Тютчевиана, с. 20—21; Урания, с. 175; К. В. . Ф. И. Тютчев и проблемы внешней политики царской России. — ЛН, т. 19—21, с. 182—183; Пигарев, с. 55—56, 62, 73—75, 93—94, 125; R. Lane—40s: An unpublished Correspondence of 1874—75. — «Irish Slavonic Studies», 1982, No 3, p. 3—9.

    Разделы сайта: