• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Лэйн Р.: Кто изображен на картине Филиппа Фольца?

    КТО ИЗОБРАЖЕН
    НА КАРТИНЕ ФИЛИППА ФОЛЬЦА?

    Сообщение Р. Лэйна (Англия)*

    Иконография Тютчева знает всего два его портрета, относящихся к 1820—1830-м годам1. Но есть некоторые основания полагать, что существует еще одно изображение Тютчева, относящееся к этому времени, — а именно, на одной из картин мюнхенского художника Филиппа Фольца (1805—1877), и что таким образом мы, возможно, располагаем третьим его портретом этой поры, доныне не известным.

    Речь идет о картине Фольца «Abschied Königs Otto von Griechenland am 6 December 1832»2*, которая хранится в мюнхенской Новой пинакотеке2. Художник изобразил сцену отъезда из Мюнхена второго сына короля Баварии — принца Отто, незадолго до того избранного королем Греции3. Первоначальный эскиз был сделан пером4; в том же году или в следующем картина была завершена. В 1833 г. мюнхенский художник Готтлиб Бодмер изготовил с эскиза литографию, которая получила довольно широкую известность5.

    Надпись на литографии Бодмера свидетельствует, что изображенная сцена происходила «на лестнице старого флигеля королевской резиденции»6. Вот как описывает эту литографию современник изображенного на ней события: «В центре картины юный король прощается с потрясенной матерью. Рядом с ним король-отец, доверчиво положивший руку на плечо старого Миаулиса7 <...> Здесь же присутствуют члены королевского дома, принцы и принцессы. В той стороне, куда повернулся юный король, стоит греческая депутация в национальных костюмах, рядом члены Регентства и лица, сочувствовавшие созданию нового королевства или назначенные следовать туда, — советник Тирш, тайный советник фон Кленце, барон фон Аш, граф Сапорта8. С другой стороны стоят друзья и придворные короля Баварии, придворные дамы королевы и т. д. В целом насчитывается сорок два портрета, все они рисованы с натуры (литографом г-ном Борумом) и по большей части очень удачно» (анонимный автор этой заметки допустил ошибку, которая вскоре была им исправлена: «Литография сделана не Борумом, а Бодмером <...> бо́льшая часть портретов отличается исключительным сходством и замечательна по технике исполнения»)9.

    За исключением немногих перечисленных в этом описании лиц, нет возможности идентифицировать все портреты, так как приложение к литографии, в котором перечислены изображенные лица, не обнаружено — во всяком случае в государственных собраниях Мюнхена10.

    Интересующее нас лицо находится в группе, расположенной на первых ступенях лестницы в непосредственной близости к центральным персонажам картины. Профильный портрет изображает мужчину в возрасте около тридцати лет. У него несколько выпуклый лоб, на который начесаны темные редеющие волосы, прямой, слегка заостренный нос. Подбородок почти скрыт высоким воротником, уши не видны — их закрывает другая фигура. Обращает внимание то, что это единственный на картине персонаж в очках.

    11 — в форме головы, линии лба и носа, в форме рта, в прическе. Однако сравнение их затрудняется двумя обстоятельствами: на портрете работы Рехберг Тютчев изображен анфас и без очков, как и на портрете работы неизвестного художника (1825)12. Мы не знаем, когда Тютчев начал носить очки и носил ли он их постоянно. В июле 1830 г. Д. Ф. Фикельмон отметила, что он был в очках13. Однако впервые очки появляются на его дагерротипных изображениях 1840-х годов; вместе с тем, на одном из них, а также на фотографии начала 1850-х годов они отсутствуют14. Таким образом, наличие очков не может служить ни подтверждением того, что на картине Фольца изображен Тютчев, ни доводом в пользу обратного утверждения.

    Лэйн Р.: Кто изображен на картине Филиппа Фольца?

    Иллюстрация:

    ПРОЩАНИЕ ГРЕЧЕСКОГО КОРОЛЯ ОТТО 6 ДЕКАБРЯ 1832 г.
    Картина Ф. Фольца (масло). Мюнхен, 1833
    Neue Pinakothek, München

    Поскольку мы не располагаем прямыми доказательствами того, что на картине Фольца изображен Тютчев, необходимо рассмотреть доказательства косвенные. В этой связи возникают два вопроса, на которые мы попытаемся ответить.

    Был ли Тютчев в Мюнхене 6 декабря 1832 г.?

    Хотя нельзя утверждать это с полной уверенностью, однако из публикуемого в настоящем томе письма жены поэта к его брату мы узнаем, что 10 ноября 1832 г. Тютчев находился в Мюнхене и никуда уезжать не намеревался15. Таким образом, есть все основания предполагать, что и через месяц он оставался на месте.

    Был ли Тютчев приглашен на столь торжественную церемонию? А если он присутствовал на ней, то каким образом мог оказаться почти на переднем плане (в третьем ряду от королевы), среди лиц, которые стоят почти рядом с главными персонажами изображенной сцены — членами королевского дома? Возникает естественное сомнение в том, что человек, занимающий такое скромное положение в дипломатическом мире, какое занимал Тютчев, мог оказаться в кругу столь высокопоставленных особ. Однако это сомнение опровергается двумя обстоятельствами.

    Лэйн Р.: Кто изображен на картине Филиппа Фольца?

    Иллюстрация:

    ПРОЩАНИЕ ГРЕЧЕСКОГО КОРОЛЯ ОТТО 6 ДЕКАБРЯ 1832 г.
    Картина Ф. Фольца (масло). Мюнхен, 1833
    Фрагмент
    Neue Pinakothek, München

    Во-первых, русские дипломаты пользовались в то время значительным предпочтением при баварском дворе, что объясняется особыми отношениями между Баварией и Россией, существовавшими тогда. В донесениях русского посланника И. А. Потемкина министру иностранных дел содержится немало сообщений, свидетельствующих об особом расположении баварского короля к российскому императору, причину которого сам король высказал в разговоре с Потемкиным, выразив «глубокую уверенность в том, что именно особому благожелательству е<го> имп<ераторского> в<еличества> сын его Отто обязан короной Греции»; к тому же Людвиг надеялся на брак Отто с русской великой княжной16.

    в Петербург17. В том же году Ф. Тирш писал королю, что намерен воспользоваться посредничеством Тютчева, чтобы отправить Николаю I свою «записку», в которой развивал мысль о выдвижении принца Отто на греческий престол; при этом он весьма лестно отозвался о Тютчеве и даже приложил копию его письма18. В сентябре 1832 г. (за два месяца до события, изображенного Фольцем) именно Тютчев привез из Вены в Мюнхен письмо Николая I по поводу избрания принца Отто19. И наконец, менее чем через год, летом 1833 г., когда Тютчев был отправлен с дипломатическим поручением в Грецию, именно ему доверил Людвиг I свое личное письмо к сыну20.

    Итак, мы можем предполагать, что Тютчев был приглашен присутствовать при отъезде принца Отто, однако не имеем возможности с уверенностью утверждать это. Но несомненно что если он имел это приглашение, то непременно воспользовался им, ибо хорошо известно, что Тютчев всегда стремился быть в гуще событий общественной и политической жизни и был хорошо знаком со многими политическими деятелями и представителями мюнхенского высшего общества. Как вспоминал И. С. Гагарин, «Мюнхен был для него своего рода театральной ложей, из которой он смотрел на европейскую сцену»21. Развивая этот образ, Гагарин продолжал: «Говорят, есть люди, которые так страстно любят театр, что готовы подвергать себя лишениям, обходятся даже без обеда, лишь бы только бывать в театре. Тютчев был отчасти в этом роде <...> Самым глубоким, самым заветным его наслаждением было наблюдать зрелище, которое представляет мир <...> кресло в партере или ложу на авансцене он предпочитал задним рядам и даже способен был на некоторые усилия, чтобы получить место получше»22. К. Пфеффель выразил это кратко: «Тютчев <...> должен все видеть и все знать»23.

    находился в Мюнхене и вполне мог оказаться в числе приглашенных во дворец в день отъезда принца Отто; несомненно, что Тютчев, стремившийся «все видеть и все знать», должен был воспользоваться возможностью присутствовать на этой церемонии, если такая возможность у него была. Таким образом, можно полагать, что мужчина в очках, изображенный в профиль на картине Ф. Фольца, — это Тютчев. Тем не менее до тех пор, пока мы не будем располагать удостоверяющими это предположение документальными данными, которые могут обнаружиться в личных архивах Ф. Фольца и Г. Бодмера вопрос этот останется открытым.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1 См. в наст. кн.: С. А. Долгополова и Е. А. . Прижизненная иконография Тютчева, № 4 и 5.

    2 Портрет выполнен маслом, на холсте, разм. 62,3×48,5. — Neue Pinakothek (München), № 7935 (новый № 7796).

    3 Об этом событии и обстоятельствах, ему предшествовавших, а также об отношении к ним Тютчева см. в наст. томе, кн. I: Тютчев — Фр. Тиршу, п. 1—2; см. также: R. Lane. Four Unpublished Letters of Tjutčev to F. Thiersch (1829—1840). — «Jahrbücher für Geschichte Osteuropas», Bd. 32 (1984), S. 224—233.

    4 Staatliche Graphische Sammlung (München), № 28463.

    5 K. . Neues Allgemeines Künstler-Lexicon, Bd. 4. München, 1837, S. 395—396; Söltl. Die bildende Kunst in München. München, 1842, S. 242. Цит. по кн.: «Neue Pinakothek München. Erläuterungen zu den ausgestellten Werken». München, 1981, S. 144.

    6 Ibid., S. 144.

    7 — греческий адмирал.

    8 О Фр. Тирше, которому принадлежала идея возведения принца Отто на греческий престол, см. в наст. томе, кн. I: Тютчев — Фр. Тиршу; см. также: R. Lane—233.

    9 «Kunst-Blatt», 1834, n° 15, S. 92 (цит. по кн.: «Neue Pinakothiek München <...>», S. 144); «Kunst-Blatt», 1834, n° 23, S. 192.

    10 Ibid., S. 144. Настойчивые разыскания, проведенные мною в мюнхенских архивах, не привели к успеху. Благодарю д-ра К. Хейлмана (Direktion der Bayerischen Staatsgemäl-desammlungen, München) и д-ра Б. Эшенбурга (Stadtmuseum, München) за оказанное ими содействие в этих разысканиях.

    11 См. наст. кн., с. 449.

    12 

    13 А. Л. Осповат. Из материалов для биографии Тютчева. — «Изв. АН СССР», т. 45, вып. 4, 1986, с. 353—354.

    14 См. наст. том, кн. I, с. 185, 245; кн. II, с. 109, 461.

    15 —438.

    16 Донесение И. А. Потемкина К. В. Нессельроде, № 12, 7/19 августа 1832 г. — München Bayerisches Hauptstaatsarchiv. M. A. Russische Gesandschaft in München. Bd. 12.

    17 Лирика, т. II, с. 78, 348.

    18 R. Lane

    19 Донесение сардинского посланника в Мюнхене гр. де Самбуй, № 25, 16 сентября 1832 г. — Turin. Archivio di Stato. Materie Politiche. Lettere Ministri. Münich. Serie 4. Mazzo 32.

    20 См. в наст. кн.: А. Глассе. Дипломатическая миссия Тютчева в Грецию; см. также нашу работу: «Tyutchev’s Diplomatic Mission to Greece (1833)». — «Russian Literature», v. 23—3 (1988), p. 265—279.

    21 — см. в наст. кн.: «Тютчев в Мюнхене. (Из переписки И. С. Гагарина с А. Н. Бахметевой и И. С. Аксаковым)», приложение.

    22 Письмо И. С. Гагарина А. Н. Бахметевой, 28 октября 1874 г. — Там же, п. 3.

    23 Современники о Тютчеве, № 8.

    Сноски

    * Турковой.

    2* «Прощание греческого короля Отто 6 декабря 1832 г.» (нем.).

    Раздел сайта: