* * *
Так, в жизни есть мгновения —
Их трудно передать,
Они самозабвения
Земного благодать.
Шумят верхи древесные
Высоко надо мной,
И птицы лишь небесные
Беседуют со мной.
Все пошлое и ложное
Ушло так далеко,
Все мило-невозможное
Так близко и легко.
И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я —
О, время, погоди!
Примечания
Автограф неизвестен.
Первая публикация — РС. 1885. Т. XLV. Февраль. С. 433, вместе со стих. «Пламя рдеет, пламя пышет...», под общим названием «Стихотворения Ф. И. Тютчева» и номером «II». Вошло в Изд. СПб., 1886. С. 216; Изд. 1900. С. 214.
Печатается по первой публикации.
О примечании редактора РС см. коммент. к стих. «Пламя рдеет, пламя пышет...». С. 411.
«внутренно связано» со стих. «Пламя рдеет, пламя пышет...», имеющим дату: «10 июля 1855 г.» (Лирика I. С. 405).
Л. Н. Толстой отметил стихотворение буквами «Т. К.» (Тютчев. Красота) (ТЕ. С. 147).
В. Ф. Саводник, говоря о «замечательном искусстве, с каким Тютчев умел проникаться настроением, разлитым в природе, и передавать его двумя-тремя метко схваченными чертами», отмечал: «Иногда это проникновение становится настолько глубоким, что душа поэта как бы растворяется среди окружающей природы, охватывается чувством всеобъемлющего единства, утрачивает сознание резкой грани, разделяющей я от не-я <...> Но и отдаваясь всецело охватившему его настроению, поэт сознает, что осенившая его «благодать самозабвения», доступна ему лишь в редкие мгновения, — и лишь на мгновение, — и что чувство, владеющее им в эти блаженные минуты, настолько сложно и необычайно, что для выражения его у него недостает слов — «их трудно передать» (Саводник. С. 184—185).
Д. С. Дарский перечислял признаки, позволяющие считать стихотворение выражением тютчевского космического чувства:
«1. Опорным пунктом чувства служат явления природы:
Шумят верхи древесные
Высоко надо мной,
И птицы лишь небесные
Беседуют со мной...
2. Смысл происходящего переживания состоит в поглощении индивидуального сознания высшей и обширнейшей блаженной эмоцией, у Тютчева названной «благодатью земного самозабвения».
Их трудно передать...
4. Внутреннее изменение сводится к исчезновению с поля сознания обычного душевного содержания, которое рассматривается как низшее в моральном отношении, причем душа возвышается к созерцанию совершенных ценностей:
Все пошлое и ложное
Ушло так далеко,
Так близко и легко...
5. Чувство полнейшей удовлетворенности, безмятежной радости в связи с потемнением светлой области сознания:
И любо мне, и сладко мне...
Дремотою обвеян я, —
6. Расширение личного сознания до пределов универсальных:
И мир в моей груди».