• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "BALZAC"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Достоевский и Гоголь.
    Входимость: 1. Размер: 117кб.
    2. Мильчина В.: Об источниках цикла "Наполеон"
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Достоевский и Гоголь.
    Входимость: 1. Размер: 117кб.
    Часть текста: Он даже не прочь назвать Пушкина своим родоначальником; явно не считаясь с фактами, уже указанными к тому времени критикой, он утверждает, что «плеяда» 60-х годов вышла именно из Пушкина [1]. Между тем современники охотно усмотрели в нем прямого преемника Гоголя. Некрасов говорит Белинскому о «новом Гоголе» 2 , Белинский называет Гоголя «отцом Достоевского» 3 , даже до сидящего в Калуге Ив. Аксакова донеслась весть о «новом Гоголе» 4 . Требовалась смена, а смену мыслили как прямую, «линейную» преемственность. Лишь отдельные голоса говорили о борьбе. (Плетнев: «гоняется за Гоголем»; «хотел уничтожить Гоголевы «Записки сумасшедшего» — «Двойником»») 5 . И только в 80-х годах Страхов решился заговорить о том, что Достоевский с самого начала его деятельности давал «поправку Гоголя» 6 . Открыто о борьбе Достоевского с Гоголем заговорил уже Розанов 7 ; но всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба, разрушение старого целого и новая стройка старых элементов. 2 Достоевский явно отправляется от Гоголя, он это подчеркивает. В «Бедных людях» названа «Шинель», в «Господине Прохарчине» говорят о сюжете «Носа» («Ты, ты, ты глуп! — бормотал Семен Иванович. — Нос отъедят, сам с хлебом съешь, не заметишь...» [I, 255]). Гоголевская...
    2. Мильчина В.: Об источниках цикла "Наполеон"
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: в 1849 году Тютчев вспомнил политическую брошюру 1814 года. Меж тем в творчестве того же французского автора есть другое произведение, гораздо более близкое к «Наполеону» по времени создания и также содержащее сходные мысли о Наполеоне. Это «Замогильные записки». Здесь, в главе «Характер Бонапарта» (кн. 24, гл. 6) говорится: «Революция вскормила Наполеона, но очень скоро он возненавидел свою приемную мать; всю жизнь он без устали сражался с нею» 2 (эта фраза даже ближе к тютчевскому тексту, чем фраза из брошюры «О Бонапарте и Бурбонах», где речь шла только о родстве Наполеона с революцией; в «Замогильных записках» помимо родства подчеркивается борьба «сына» с «матерью»). «Замогильные записки», которым, согласно воле автора, суждено было увидеть свет лишь после его смерти, начали печататься в газете «La Presse» 21 октября 1848 г., а отдельным изданием (12 томов) - в январе 1849 г. Тютчев, проявлявший (вместе со всей образованной европейской публикой, которая с середины 1830-х гг. нетерпеливо ожидала публикации последнего сочинения прославленного француза) живой интерес к «Замогильным запискам» 3 , читал их сразу после выхода в свет. «Мой муж, - писала Эрн. Ф. Тютчева П. А. Вяземскому из Петербурга 8-10 ноября 1849 г., - в восторге от того, как Шатобриан описывает русскую кампанию, он в восторге от того, что после бесчисленных восхвалений прочел наконец несколько слов правды о Наполеоне» 4 . Стихи о Наполеоне, впервые посланные Эрн. Ф. Тютчевой тому же адресату 19 октября 1849 г., 5 были приложены (с добавлениями, не касающимися, впрочем, отрывка «Сын революции...») также и к процитированному письму. Очевидно, таким образом, что работа над циклом о Наполеоне совпала у Тютчева с ...