• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "HOMO"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Воложин С.: Тютчев и… модернисты, мнимые и настоящие. Глава 4. Сплошная ложь Эпштейна
    Входимость: 5. Размер: 102кб.
    2. Тарасов Б.Н.: "Неопознанный Тютчев". I. Бог, человек и история, Россия, Европа и революция. Глава 5
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    3. Тарасов Б. Н.: Тютчевская историософия - Бог, человек и история, Россия, Европа, революция
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    4. Никишов Ю. М.: О человеке и мире – и о мире человека: опыт композиционного анализа
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Воложин С.: Тютчев и… модернисты, мнимые и настоящие. Глава 4. Сплошная ложь Эпштейна
    Входимость: 5. Размер: 102кб.
    Часть текста: юродивых. Так, «Василий Блаженный на глазах потрясенных богомольцев разбил камнем образ Божией Матери на Варварских воротах, который исстари считался чудотворным. Оказалось, что на доске под святым изображением был нарисован черт». Следует различать нигилистическое отрицание, уничтожающее смысл веры, и «протестантское» отрицание, очищающее этот смысл. Авангардизм ближе ко второму. В теологии наряду с катафатическим, »утвердительным», направлением, которое выносит определенные положительные суждения о природе и свойствах Бога, существует апофатическое, "отрицательное", считающееся более совершенным. Апофатическая теология выражает абсолютную трансцендентность Бога через нетождественность, иноположность Его всем видимым проявлениям через отрицание Его имен и атрибутов. Любое определение оказывается несоизмеримым с тем, что должно оставаться скрытым в себе Абсолютом. В своем отношении к высшей реальности авангард тоже как бы разделяется на два направления, которые можно условно обозначить теми же терминами. [У Эпштейна] неверное понятие о древнерусском «юродстве во Христе», парадоксальном, притчеобразном поведении, демонстративном отказе от земного благообразия во имя красоты и сладости небесной. ... у Эпштейна это понятие [юродство] распространяется на любой безобразный и бесноватый жест, лишенный идеального полюса. Тут [у Эпштейна] намеренные или невольные «богословские» ошибки: так отец апофатического, «отрицательного» богословия Псевдо-Дионисий Ареопагит был в то же время родоначальником...
    2. Тарасов Б.Н.: "Неопознанный Тютчев". I. Бог, человек и история, Россия, Европа и революция. Глава 5
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: западными аналитиками, авторитет которых важен не только по существу разбираемых проблем, но и в своеобразном историко-психологическом отношении. Говоря о сложном, опосредованном западнической традицией (по Тютчеву «жалким воспанием») восприятии собственных духовных достояний, И. В. Киреевский отмечал: «Желать теперь остается нам только одного: чтобы какой-нибудь француз понял оригинальность учения христианского, как оно заключается в нашей Церкви, и написал об этом статью в журнале; чтобы немец, поверивши ему, изучил нашу Церковь поглубже и стал бы доказывать на лекциях, что в ней совсем неожиданно открывается именно то, что теперь требует просвещение Европы. Тогда, без сомнения, мы поверили бы французу и немцу и сами узнали бы то, что имеем». Сказанное Киреевским о православии остается верным и применительно ко многим обсуждаемым вопросам. Учитывая навыки такого «ученического» и «подобострастного» (что скажет заграничная княгиня Марья Алексеевна) сознания, будет нелишним привести ряд суждений западных мыслителей, словно идущих вслед за обозначенной Тютчевым и цитировавшимися русскими писателями логикой. Многие из них, подобно Т. Адорно или А. Тойнби, Г. Маркузе или X. Ортеге-и-Гассету, размышляют о примитивной стандартизации межличностных отношений в «индустриальном обществе», о губительном снижении и нивелировке вкусов и потребностей «одномерного человека», предпочитающего подлинной духовной жизни обладание материальными вещами, променивающего «быть» на...
    3. Тарасов Б. Н.: Тютчевская историософия - Бог, человек и история, Россия, Европа, революция
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    Часть текста: «Паскаль» (1979, 2-е изд. — 1982), «Чаадаев» (1986, 2-е изд. — 1990), «В ми-ре человека» (1986), «Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский» (1999), «Куда движется история? (Метаморфозы людей и идей в свете христиан-ских традиций)» (2001), «Мыслящий тростник. Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русских философов и писателей» (2004). 1 В пятом номере журнала «Новый мир» за 2004 год опубликована статья С. Г. Бочарова «Тютчевская историософия: Россия, Европа и Революция» 1 , посвященная выходу в свет третьего тома (с историософскими и публицистическими работами) Полного собрания сочинений и писем Ф. И. Тют-чева. Мы посчитали необходимым откликнуться на эту публикацию, поскольку она затрагивает важные вопросы как нашего восприятия «прошлого русской мысли», так и непосредственно связанные с ним проблемы современной духовной, точнее сказать, интеллектуальной и общественной жизни (включая идеологию и политику). С. Г. Бочаров справедливо отмечает, что сегодня акцентированная поэтом имперская тема «по-новому — актуальна» (187), упоминает новомирские статьи Ю. Каграманова «Империя и ойкумена» (1995, № 1) и В. Сендерова «Россия — Империя или Россия — Царство?» (2004, № 2), утверждает, что с точки зрения идеи translatio imperii в «холодной войне» решался вопрос первенства одной из сверхдержав, намекает на «новую либеральную утопию └общечеловеческого государства” по ту сторону истории, за которым угадывается США как современная мировая империя» (188). Таким образом, вскользь констатируется имперская реальность, скрывающая за лукавой риторикой и пропагандой демократии, прав человека, национального самоопределения и т. п. плутократические интересы и борьбу за мировые ресурсы. Между тем вся мировая история состоит именно из...
    4. Никишов Ю. М.: О человеке и мире – и о мире человека: опыт композиционного анализа
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: однородности рифмовки в четверостишиях допустимо представление о конструкции стихотворения в объеме четырех четверостиший, но разницы в подходах нет, поскольку автором четверостишия сгруппированы по два; так или иначе, но стихотворение предстает двухчастным. Поэтому задача и не выглядит сложной: надо определить движение поэтической мысли в каждой из строф (частей) и установить связь между ними. Стихотворение начинается четким, внятным вопросом: О чем ты воешь, ветр ночной? Вопрос разрастается в серию, охватывающую все первое четверостишие. И вопрос не представляется трудным: для ответа необходимо всего-то понимать язык природы и перевести его на язык человека. Язык природы может быть недоступным обыкновенному сознанию, но поэты владеют этим языком в совершенстве. Вот один из многочисленных прецедентов: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Буря предстает многоликой, меняя маски; она и зверь, и дитя, и путник, а может и в своем...