• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • * * * ("Великий день Карамзина... ")

    * * *

    Великий день Карамзина
    Мы, поминая братской тризной, —
    Что скажем здесь, перед отчизной,
    На что б откликнулась она?


    Каким сочувствием живым
    Мы этот славный день почтим —
    Народный праздник и семейный —

    Какой пошлем тебе привет —

    Средь колебаний и сомнений
    Многотревожных этих лет —

    При этой смеси безобразной
    Бессильной правды, дерзкой лжи,

    Высокой и ко благу страстной

    Души, какой твоя была,
    Как здесь она еще боролась —
    Но на призывный Божий голос

    Мы скажем: будь нам путеводной,
    Будь вдохновительной звездой —
    Свети в наш сумрак роковой,
    Дух целомудренно-свободный,


    В ненарушимом полном строе,
    Все человечески-благое,
    И русским чувством закрепить —

    Умевший, не сгибая выи

    Царю быть другом до конца
    И верноподданным России.

    Примечания

    Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 3—3 об., 4, 5—5 об.

    Альбом Тютч. -Бирилевой (с. 52—53); под текстом дата «1-го декабря 1866 года» и приписка «На юбилей Карамзина. Читано на литературном вечере 3-го декабря Стасюлевичем»; два: Муран. альбом, один, без 4-й и 5-й строф, с пометой внизу «Et d’après la censure»: «... И до конца служить России». В бумагах П. В. Анненкова есть список с датой «30 ноября 1866 г.».

    — Вестник Европы. Т. IV. 1866, декабрь. С. LXII, без двух строф. Вошло в Изд. 1868. С. 231—232 (заглавие: «На юбилей Н. М. Карамзина»); Изд. СПб., 1886. С. 289—290; С. 297—298.

    Печатается по автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 302.

    В автографе 4-я и 5-я строфы — на отдельном листе почтовой бумаги, на оборотной стороне имеется вариант 21-го стиха. Внизу дата «1-го Дек. 1866» — по-видимому, рукой М. Ф. Бирилевой.

    На основании датировки автографа и списков можно сделать предположение, что стихотворение было создано в своем первоначальном виде 30 ноября, а те две строфы, которые находятся в автографе на отдельном листе, были добавлены 1 декабря 1866 г.

    Общ. для пособия нуждающимся литераторам и ученым. Вечер состоялся 3 декабря 1866 г. А дня за два до этого (т. е. как раз в день столетней годовщины рождения Карамзина — 1 декабря) Тютчев писал Анненкову: «Вы просили у меня стихов для вашего вечера <...> посылаю вам несколько беглых незатейливых вирш, предоставляя их в совершенное ваше распоряжение» (ЛН. Т. 19—21. 1935. С. 586).

    С Карамзиным (1766—1826) Тютчев вряд ли был лично знаком: когда Карамзин скончался, 23-летний Тютчев служил за границей. Однако впоследствии поэт был довольно близок с детьми Карамзина, о чем свидетельствует переписка Тютчева с женой.

    Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826—1911), читавший на литературном вечере стихи Тютчева, — историк, публицист, издававший с 1866 г. журнал «Вестник Европы», названный им так в память Карамзина, основавшего в свое время одноименный журнал. В одной из книг журнала за 1866 г. есть отдел, посвященный юбилею Карамзина. Там после статей напечатан отчет о заседании 3 декабря Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, на котором присутствовали внуки и другие родственники Карамзина. Вступительная речь заканчивалась следующими словами: «М. П. Погодин третьего дня (1 декабря было заседание Академии) красноречиво начертал образ Карамзина как гражданина. Наш именитый поэт Ф. И. Тютчев вдохновился тем же высоким гражданским значением Карамзина, и его поэтическим обращением к нашему достославному юбиляру мы имеем честь открыть наш литературный вечер. Вот привет поэта историку-гражданину...» (Вестник Европы. 1866. № 12. С. LXI — LXII).

    «Вестнике Европы» без 4-й и 5-й строф стихотворении последний стих был изменен по условиям цензуры (впрочем, тютчевское слово «верноподданный» могло не нравиться и либеральной редакции журнала).

    «достойны примечания по той мысли, которая слышится и чувствуется в самой похвале Карамзину и которую выразить, по мнению Тютчева, особенно было полезно в те годы, в отпор разным странным понятиям, господствовавшим в некоторых высших сферах петербургского общества. В этих сферах «гуманное», или «человеческое», приурочивалось только к европеизму и казалось несовместным с русским народным чувством, так что одно исключало другое: по убеждению этих представителей России, русское чувство должно было быть всегда приносимо в жертву принципу общечеловечности, разумеемому, конечно, сквозь призму европейской (т. е. французской, немецкой или английской) оценки. Точно так же, в извращенном сознании этих высших общественных кругов, интересы власти, каким-то особенным процессом мышления, отделялись от интересов Русской земли, и не только отделялись, но даже перевешивали их, в случае их взаимного противоречия. На эти-то странные понятия наших высокопоставленных европеистов, переходившие даже и в область практики, например по польскому и балтийскому вопросам, и намекает Тютчев в своих стихах ”на юбилей Карамзина”...» (Биогр. С. 285).

    В данном стихотворении Тютчева, как и в стихах, посвященных Жуковскому, воспеваемый гений — обитатель горнего мира, внутренне связан с этим миром, и становится ангелом-хранителем для мира дольнего (см. С. 162—163, 200) (Ф. Т.).

    Раздел сайта: