• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • Бессонница ("Часов однообразный бой... ")

    БЕССОННИЦА

    Часов однообразный бой,

    Томительная ночи повесть!
    Язык для всех равно чужой
    И внятный каждому, как совесть!

    Кто без тоски внимал из нас,

    Среди всемирного молчанья,
    Глухие времени стенанья,
    Пророчески-прощальный глас!

    Нам мнится: мир осиротелый

    Неотразимый Рок настиг —
    И мы, в борьбе, природой целой
    Покинуты на нас самих;

    И наша жизнь стоит пред нами,

    Как призрак на краю земли,
    И с нашим веком и друзьями
    Бледнеет в сумрачной дали;

    И новое, младое племя

    Меж тем на солнце расцвело,

    Давно забвеньем занесло!

    Лишь изредка, обряд печальный

    Свершая в полуночный час,
    Металла голос погребальный

    Примечания

    Автограф неизвестен.

    Первая публикация — Галатея–48, с подписью «Ф. Тютчев», цензурная помета — «Января 1 дня, 1830 года». В другие прижизненные издания не входило. Включено в Изд. СПб., 1886. С. 16–17; Изд. 1900. С. 63–64.

    Текст в изданиях не различается, лишь слегка осовременена пунктуация в изданиях конца XIX в. В Галатее и Изд. 1900 начало каждой строфы печатается с красной строки.

    «Бессонница», как и «Последний катаклизм», заключает в себе размышления поэта о темной, «опасной» стороне бытия — о «неотразимом роке», губящем человека, находящегося в поединке с природой. Тема человеческой «борьбы с природой» впервые прозвучала в этом стихотворении, и ей принадлежит долгий путь развития и варьирования в лирике Тютчева: борьбы, нарушения гармонии, но и желанного и разумного единения и нежеланного, но неизбежного разлада и конечного слияния с природой (см. «Итальянская villa», «Весна», «Колумб», «Певучесть есть в морских волнах...», «Смотри, как на речном просторе...» и др.). Но стих. «Бессонница» особенно мрачно: оно утверждает человеческое сиротство: «мы», люди, «покинуты на нас самих». Поэт обостренно воспринимает «чужое» для человека, коренящееся в самом бытии и напоминающее ему о неизбежности расставания с земной жизнью, неизбежности гибели. И этот мотив «чужого», «чуждого» также получит дальнейшее развитие.

    Разделы сайта: