• Приглашаем посетить наш сайт
    Спорт (www.sport-data.ru)
  • От русского по прочтении отрывков из лекций г-на Мицкевича

    ОТ РУССКОГО ПО ПРОЧТЕНИИ ОТРЫВКОВ
    ИЗ ЛЕКЦИЙ г-на МИЦКЕВИЧА

    Небесный царь, благослови
    Твои благие начинанья —
    Муж несомненного призванья,
    Муж примиряющей любви...

    Недаром ветхие одежды
    Ты бодро с плеч своих совлек.
    Бог победил — прозрели вежды.
    Ты был Поэт — ты стал Пророк...

    Мы чуем приближенье Света —
    И вдохновенный твой Глагол,
    Как вестник Нового завета,
    Весь Мир Славянский обошел...

    — уж близко Время —
    Последний сокрушен оплот, —
    Воспрянь, разрозненное племя,
    Совокупись в один Народ —

    Воспрянь — не Польша, не Россия —

    И, отряхнувши сон, впервые —
    Промолви слово: «Это я!» —

    Ты ж, сверхъестественно умевший
    В себе вражду уврачевать, —

    Почиет Божья Благодать!

    Примечания

    Автограф — Bibliotheque polonaise. № 780.

    Первая публикация — «Revue des études slaves». Paris, 1979. Vol. 52/53. Перепечатано — ЛН-1Тютчев Ф. И. Стихотворения. М., 1986; Изд. 1987. С. 149.

    ЛН-1.

    Рассматривается как отклик Тютчева на лекции Мицкевича; было послано в Париж из Мюнхена 16/28 сентября 1842 г. Публикация в ЛН-1 подготовлена Ксенией Костенич (Польша). В послании Тютчев выразил свою идею объединения славянских народов в «Славянскую семью». Стихотворение стало в один ряд с такими, как «К Ганке», «Знамя и слово», «Тогда лишь в полном торжестве...» (образ «Славянской мировой громады»), «Славянам» (снова образ «Славянской семьи»), «Два единства» (образ «Славянского мира»). Это второе после «К Ганке» большое публицистическое стихотворение, страстно выразившее славянофильскую идею. В то же время все три первых стихотворения этой темы связаны с личностями писателей (Ганкой, Фарнгагеном фон Энзе, Мицкевичем); Тютчев именно мастеров художественного слова считал духовными «маяками» (Ср. с образом «фароса» в «Урании»), способными формировать национальное самосознание. Славянофильская идея в его стихах срослась с апологией русского Слова или родной Речи (см. к стих. «Знамя и Слово». С. 478).