Чехам от московских славян
На ваши, братья, празднества, Навстречу вашим ликованьям, Навстречу вам идет Москва С благоговейным упованьем. 5 В среду восторженных тревог, В разгар великого волненья, Приносит вам она залог, Залог любви и единенья. Примите же из рук ея 10 То, что и вашим прежде было, Что старочешская семья Такой ценой себе купила, - Такою страшною ценой, Что память эта и поныне - 15 И вашей лучшею святыней И вашей жизненной струей. Примите Чашу! Вам звездой В ночи судеб она светила И вашу немощь возносила 20 Над человеческой средой. О, вспомните, каким она Была вам знаменьем любимым, И что в костре неугасимом Она для вас обретена. 25 И этой-то великой мзды, Отцов великих достоянья, За все их тяжкие труды, За все их жертвы и страданья, Себя лишать даете вы 30 Иноплеменной дерзкой ложью, Даете ей срамить, увы, И честь отцов и правду божью! И долго ль, долго ль этот плен, Из всех тягчайший, плен духовный, 35 Еще сносить ты осужден, О чешский люд единокровный? Нет, нет, недаром благодать На вас призвали предки ваши, И будет вам дано понять, 40 Что нет спасенья вам без Чаши. Она лишь разрешит вконец Загадку вашего народа: В ней и духовная свобода И единения венец. 45 Придите ж к дивной Чаше сей, Добытой лучшей вашей кровью, Придите, приступите к ней С надеждой, верой и любовью. |
Примечания
Чехам от московских славян
Автограф неизвестен. Впервые напечатано в журнале "Православное обозрение", 1869, Ќ 9, стр. 341- 342 (в заметке "Пятисотлетний юбилей Яна Гуса"). Печатается по первой публикации. См. "Другие редакции и варианты", стр. 313.
В списке М. Ф. Бирилевой помечено августом 1869 г. Дата эта может быть несколько уточнена: стихотворение написано до 24 августа, так как в этот день оно было прочитано в Москве на заседании Славянского комитета, посвященном 500-летию со дня рождения чешского проповедника-реформатора Яна Гуса (1369-1415). Стихи были присоединены к золотой чаше, посланной Комитетом в Прагу.
В русских славянофильских кругах гуситство рассматривалось как протест славянской религиозной мысли против западноевропейской. Разделяя это убеждение, Тютчев писал в статье "Россия и Революция": "...вся еще сохранившаяся в Богемии национальная жизнь сосредоточена в ее гуситских верованиях, в этом постоянно живучем протесте ее угнетенной славянской национальности против захватов римской церкви, а также и против немецкого господства" (Подлинник по-французски. Изд. 8-ое, стр. 463). Это убеждение поэта отражено и в его стихотворениях "Чехам от московских славян" и "Гус на костре".
13-16. Подразумевается казнь Яна Гуса, обвиненного в ереси и сожженного живым по приговору католической церкви.
Варианты
Чехам от московских славян