• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "CONTRA"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву". От потомков
    Входимость: 14. Размер: 152кб.
    2. Ясько Г.: Ошибка Тютчева
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    3. Гроссман Л. П.: Тютчев и сумерки династий
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    4. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву"
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    5. Отрывок
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    6. Лейбов Р. Г.: Воспоминания о воспоминаниях в Царском Селе - два пейзажа Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    7. Петрова И. В.: Мир, общество, человек в лирике Тютчева. Часть 5
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    8. Бочаров С.: Тютчевская историософия - Россия, Европа и Революция
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    9. Маслин М. А.: Тютчев Ф. И. (Русская Философия. Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву". От потомков
    Входимость: 14. Размер: 152кб.
    Часть текста: понимал самую душу русского народа. <…> Что касается вообще стихотворений Тютчева, то нет сомнения, что это произведения высшего порядка, полная и чистая поэзия. <…> у Тютчева есть порывы, стоны и крики, тонкости и наивности, не уступающие никаким увлекающимся и заливающимся в своем пении поэтам. Непоэтического, прозы, у него нет в стихах, и всю свою поэзию он даёт нам в виде настоящего, чистого золота, каким она явилась у него в душе. Он был человек глубокого образования и тонкого вкуса, и это отразилось и на содержании и на форме его стихов. Кто возьмет его, как он есть, тот испытает самое полное наслаждение, какое может дать поэтическое творчество. 1886 Страхов Николай Николаевич (1828-1896) - публицист, литературный критик; член-корр. Петерб. АН (1889). Из статьи «Вместо предисловия». - «Аксаков», с. 4. Петр ЧАЙКОВСКИЙ <…> Стих: «нежней мы любим и суеверней» («Последняя любовь» - стихотворение Ф. И. Тютчева. - В. Д.) служит превосходнейшим доказательством того, что и русский стих способен к тому чередованию двух- и трёхдольного ритма, которое так пленяет меня... 1888 Чайковский Пётр Ильич (1840-1893) - композитор. ...
    2. Ясько Г.: Ошибка Тютчева
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя. 13 августа 1855. Рославль. Это стихотворение сполна обладает качеством, которое по слову Н. К. Рериха отличает произведения истинного искусства: убедительностью. Мы восхищены им, радостно соглашаемся с поэтом: так оно и есть! Но как это, спросят нас, ведь нет же никаких данных о пребывании Христа в России? Конечно, можно было бы отвечая им говорить об "иносказании", о " русском человеке, носящем в сердце Лик Спасителя". Но это неинтересно и ненужно. Скажем вот как. Как известно, поэты никогда не "сочиняют", не "придумывают", они работают по принципу: "что вижу, то пою", наблюдая образы действительности явленные их внутреннему взору. Тютчев, как видно из многих его стихотворений, обладал даром ясновидения. Вот и в этом стихотворении он отобразил то, что увидел своим духовным зрением: Христа, Царя Небесного в средней полосе России. Есть одно объяснение этому, с которым согласятся все культурные люди. Перед внутренним взором поэта, посетившего родные края, явился Образ Преподобного Сергия, который, как мы знаем, исходил, благословляя, намагничивая ее своей духовной энергией, почти всю тогдашнюю русскую землю. Причем, как мы знаем из Его жития, написанного Епифанием, Он ходил всегда пешком, так уже в преклонном возрасте Он ходил в Нижний. И "в рабском виде", - тоже есть скрытая цитата из этого жития, где сказано: "како без лености братиям, яко купленный раб, служаще". Рясы себе Он шил...
    3. Гроссман Л. П.: Тютчев и сумерки династий
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    Часть текста: близки оба течения мятежной стихии, и под огненным потоком преображения они чувствуют беспрерывное бурление поднявшейся со дна мути и грязи. Им слишком знакомы страшные будни и жуткая проза революций. И душа их, разодранная на части этими судорогами сменяющихся под'емов и падений, сочувствий, восторгов и возмущений, не перестает переживать в продолжении всего кризиса глубокую и тягостную драму. Некоторым суждено пережить ее с особенной остротой. Такова была участь Тютчева. Идеолог самодержавия и апостол всемирной теократии, он с ужасом отвращался от революции. Но как творческая натура, вечно стремящаяся к последним граням освобождения, как жадный созерцатель "древнего хаоса", он чуял в революции родное, близкое и неудержимо влекущее к себе. Отсюда его глубокая внутренняя разорванность. С омертвелой душой и широко раскрытыми глазами, потрясенный, опечаленный и бессильный он следил за стихийной катастрофой мирового преображения, одинаково чувствуя величие и ужас совершающегося. Но драма его не угасла с ним. Она возрождается с каждым новым великим сотрясением, и мы глубже поймем себя и трагический смысл происходящего, если проследим ее этапы. I От звездного неба и ночного океана Тютчев часто отводил свои взгляды к географической карте современной Европы. Созерцатель надмирного и вечного в ...
    4. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву"
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: работах: «Современники о Ф. И. Тютчеве» (Тула, 1984; составитель В. Г. Деханов); Парыгин В. П., Алексеев В. П. Из противоречий сотканный талант. (Брянск, 1993; Кн. 2. Брянщина литературная); Тютчев Ф. И. «О вещая душа моя!..» (М., 1995; составитель Л. А. Озеров); Ф. И. Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях современников. (М., 1999; составитель Г. В. Чагин); Федор Иванович Тютчев. Краткая летопись жизни и творчества. Документы и воспоминания современников. Из Тютчевианы. Тютчев и современность. Венок поэту. (М., 2004; составитель Г. В. Чагин); Тютчев Ф. И. Стихотворения. (М., 2004; составитель Б. Романов); Ф. И. Тютчев: pro et contra. (СПб., 2005; составитель К. Г. Исупов); Таинник ночи. Зарубежная Россия и Тютчев. (М. 2008; составитель М. Д. Филин). Это всё частицы того целого, к чему шёл составитель. «Венок Тютчеву» - это не критический разбор произведений поэта. Цель «Венка» в другом - показать великий гений и талант человека, вписавшего своё имя во всемирную историю человеческой культуры. Нужно было выбрать самую квинтэссенцию, поэтому так...
    5. Отрывок
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: nous sommes parvenus, on peut sans trop de présomption entrevoir dans l’avenir deux grands faits providentiels qui doivent dans un temps donné venir clore pour l’Occident l’interrègne révolutionnaire des 3 derniers siècles et inaugurer pour l’Europe une ère nouvelle. Ces deux faits sont ceux-ci: 1) la Constitution définitive du grand Empire Orthodoxe, de l’Empire légitime d’Orient — en un mot de la Russie à venir: — accomplie par l’absorption de l’Autriche et la reprise de Constantinople. 2) la Réunion des deux Eglises d’Orient et d’Occident. Ces deux faits, à vrai dire, n’en forment qu’un seul qui peut se résumer ainsi: Un Empereur orthodoxe à Constantinople, Maître et Protecteur de l’Italie et de Rome. Un Pape orthodoxe à Rome, sujet de l’Empereur. Перевод Отрывок 13 сентября 1849 В достигнутом нами положении можно с немалой...
    6. Лейбов Р. Г.: Воспоминания о воспоминаниях в Царском Селе - два пейзажа Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: другое en or; одно осенним вечером, другое летом и в полдень. Царское Село Тютчева именно этой ролью в нем цвета и отражения в воде и отличается от пушкинского Царского Села, отличается <...> в направлении архитектурных пейзажей Державина [Пумпянский: 463]. Первое стихотворение написано 22 октября 1858 г. (датировка в автографах – рукой Э. Ф. Тютчевой) и впервые было опубликовано в «Русской беседе» в 1859 г. Осенней позднею порою Люблю я царскосельский сад, Когда он тихой полумглою Как бы дремотою объят, И белокрылые виденья На тусклом озера стекле В какой-то неге онеменья Коснеют в этой полумгле… И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров – И сад темнеет, как дуброва, И при звездах из тьмы ночной, Как отблеск славного былого, Выходит купол золотой... [Тютчев: 199] Второе стихотворение написано в 1866 г. и опубликовано впервые в сборнике 1868 г.: Тихо в озере струится Отблеск кровель золотых, Много в озеро глядится Достославностей былых. Жизнь играет, солнце греет, Но под нею и под ним Здесь былое чудно веет Обаянием своим. Солнце светит золотое, Блещут озера струи... Здесь великое былое Словно дышит в забытьи; Дремлет сладко, беззаботно, Не смущая дивных снов И тревогой мимолетной Лебединых голосов... [Тютчев: 226] На промежуток между написанием этих стихотворений приходится исключительно много важных событий как в истории России (реформы Александра II, польское восстание, смерть наследника престола и – скорее всего – первое покушение на императора [ 1 ]), так и в биографии автора (смерть Е. А. Денисьевой). Эти два единственные обращения Тютчева к царскосельской теме образуют типичную тютчевскую «двойчатку», их соположенность становится очевидной при сопоставлении словарей текстов: прежде всего обращает на себя внимание присутствие в обоих субстантивированного...
    7. Петрова И. В.: Мир, общество, человек в лирике Тютчева. Часть 5
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    Часть текста: Тютчева Часть 5 5 Тютчев оставил цикл так называемых поздних любовных стихотворений, связанных с одним женским именем, столь самозабвенно и горестно им любимым. Образ Е. А. Денисьевой, прожившей недолгую и не очень счастливую жизнь, нашел гениальное художественное воплощение в посвященном ей поэтическом памятнике и, подобно прославленным и воспетым женским именам мировой литературы, победил время, остался жить в строках поэта «смерти вопреки» 61 . В этом цикле все — живая боль, все «горит и жжет», потрясает правдой и обнаженностью чувств. В «кружении сердца» были радость — страдание, блаженство — безнадежность, самозабвение. Вместе с тем интимнейшие стихотворения Тютчева не были рассказом только об одном трагическом жизненном явлении. Современник Тютчева и во многом его антипод, Герцен, рассказывая в «Былом и думах» о своей личной драме, осмыслил страницы эти не только как суд над собой, защиту, покаяние, вызов, но прежде всего — как сознательную и непримиримую борьбу со всем тем, что противоречило его понятиям о справедливости, истинной человечности. Сознательно Тютчев перед собой такой задачи не ставил и не мог поставить. Более того, в письме к А. И. Георгиевскому, думая о печатании стихотворений, посвященных Е. А. Денисьевой, он обронил фразу о своем отвращении к тем, кто выставляет напоказ свою душевную боль, ко всем этим «мнимопоэтическим профанациям внутреннего чувства», к «этой постыдной выставке напоказ своих язв сердечных» 62 . Но именно в глубоко личных стихотворениях Тютчев открыто осуждает все то, что стоит на пути истинной любви. Врагом оказывается общество с господствующей в нем лицемерней моралью, с узаконенной, торжествующей пошлостью. Заповеди благочестивых охранителей ощущаются поэтом как величайшая ложь, более того, как...
    8. Бочаров С.: Тютчевская историософия - Россия, Европа и Революция
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: Тютчевская историософия - Россия, Европа и Революция Тютчевская историософия: Россия, Европа и Революция Опубликовано в журнале Новый Мир, номер 5, 2004 Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и письма в 6-ти томах. Том 3. Публицистические произведения. [Составление, перевод, подготовка текста, комментарии Б. Н. Тарасова.] М., Издательский центр “Классика”, 2003, 528 стр., с ил. “Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества” (144 1 ). Это было написано Тютчевым в 1848-м, в год европейских революций. Статья “Россия и Революция” была написана по-французски и напечатана по-французски в Париже; в России по-русски она смогла появиться только четверть века спустя, в год смерти Тютчева; затем, в советской России, она, как и вся политическая проза Тютчева, не перепечатывалась, понятно, ни разу (и это при множестве разных изданий поэта в то же советское время); время для тютчевской публицистики пришло в перестройку, и вот наконец событие — 3-й том собрания сочинений, где она впервые собрана вся (вся, известная нам сегодня) в оригинале и в новых переводах Б. Н. Тарасова и с его же обширным комментарием, объемом своим значительно превышающим сам тютчевский текст на двух языках, вместе взятых, так что можно этот том читать как книгу двух авторов — Федора Тютчева и Бориса Тарасова. Жизнь поэта делилась, как вспоминал один из его знакомых, между поэтическими и политическими впечатлениями. Так же делил эту жизнь и первый биограф, Иван Аксаков, и впечатления политические оказались в...
    9. Маслин М. А.: Тютчев Ф. И. (Русская Философия. Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: обл. - 15(27).07.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин) поэт, один из виднейших представителей философской лирики, по своим социально-политическим взглядам близок к славянофильству. Родовитый дворянин, окончил отд. словесности Московского ун-та (1821). Затем стал дипломатом, служил в рус. миссии в Мюнхене и Турине. Как "русский выходец из Европы" (И. С. Аксаков), Т. был связан с ней и духом и родством (обе его жены происходили из нем. аристократических фамилий). Он был близко знаком с нем. философами Шеллингом и Баадером, встречался с Гейне, интересовался творчеством Бёме, Гёте, Гельдерлина, специально ездил в Париж, где посещал лекции Гизо, Кузена, Виллемена. На фр. языке написаны и опубликованы политические статьи Т.: "Письмо г-ну Густаву Кольбу, редактору "Альгемайне цайтунг" (1844); "Россия и революция" (1849); "Папство и римский вопрос" (1850), вышедшие на родине поэта лишь в 1873 и 1886 гт. Восприимчивость к новейшим достижениям европейского интеллекта сочеталась у Т. с исключительной чуткостью к судьбе России. После отставки от дипломатической службы и возвращения Т. из Европы (1844) его славянофильские симпатии усилились. Не исключено, что идейные изменения произошли у Т. вначале под влиянием Шеллинга, ожидавшего от России и рус. мысли великого будущего, хотя Т. и не был согласен с его идеей примирения философии с христианством, считая, что подлинное Откровение уже дано в Священном писании. Обращая свои взоры к России, Т. прежде всего стремился показать, что Россия не противостоит христианскому...