• Приглашаем посетить наш сайт
    Русская библиотека (rus-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "PRO"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву". От потомков
    Входимость: 14. Размер: 152кб.
    2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Об основах кино.
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    3. Ясько Г.: Ошибка Тютчева
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    4. Фет А. А.: О стихотворениях Ф. Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    5. Маслин М. А.: Тютчев Ф. И. (Русская Философия. Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    6. Лотман Ю. М.: Заметки по поэтике Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    7. Лейбов Р. Г.: Воспоминания о воспоминаниях в Царском Селе - два пейзажа Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    8. Петрова И. В.: Мир, общество, человек в лирике Тютчева. Часть 5
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    9. Гроссман Л. П.: Тютчев и сумерки династий
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    10. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву"
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    11. Отрывок
    Входимость: 1. Размер: 24кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву". От потомков
    Входимость: 14. Размер: 152кб.
    Часть текста: Можно сказать о Тютчеве, что он понимал самую душу русского народа. <…> Что касается вообще стихотворений Тютчева, то нет сомнения, что это произведения высшего порядка, полная и чистая поэзия. <…> у Тютчева есть порывы, стоны и крики, тонкости и наивности, не уступающие никаким увлекающимся и заливающимся в своем пении поэтам. Непоэтического, прозы, у него нет в стихах, и всю свою поэзию он даёт нам в виде настоящего, чистого золота, каким она явилась у него в душе. Он был человек глубокого образования и тонкого вкуса, и это отразилось и на содержании и на форме его стихов. Кто возьмет его, как он есть, тот испытает самое полное наслаждение, какое может дать поэтическое творчество. 1886 Страхов Николай Николаевич (1828-1896) - публицист, литературный критик; член-корр. Петерб. АН (1889). Из статьи «Вместо предисловия». - «Аксаков», с. 4. Петр ЧАЙКОВСКИЙ <…> Стих: «нежней мы любим и суеверней» («Последняя любовь» - стихотворение Ф. И. Тютчева. - В. Д.) служит превосходнейшим доказательством того, что и русский стих способен к тому чередованию двух- и трёхдольного ритма, которое так пленяет меня... 1888 Чайковский Пётр Ильич (1840-1893) - композитор. Из письма к К. К. Романову от 21.09.1888...
    2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Об основах кино.
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    Часть текста: что кино — искусство. Я помню жалобы на то, что кино плоско и бесцветно. Не сомневаюсь, что к первобытному изобретателю, изображавшему голову леопарда на клинке, явился критик, который указал на малое сходство изображения, а за ним — второй изобретатель, который посоветовал первому наклеить на изображение подлинную шерсть леопарда и вделать подлинный глаз. Но шерсть, вероятно, плохо клеилась к камню, а из небрежно нарисованной головы леопарда возникло письмо, потому что небрежность и неточность не мешали, а помогали рисунку превратиться в знак. Вторые изобретатели обычно не имеют удачи — и перспективы кинетофона, стереоскопического кино и цветного кино нас мало восхищают. Потому что подлинного леопарда все-таки не получится, и еще потому, что с настоящими леопардами искусству нечего делать. Искусство, как и язык, стремится к абстрактизации своих средств. Не всякое средство может поэтому быть пригодным. Когда человек изображал голову зверя на клинке — он не только изображал его, но это давало ему магическую храбрость — его тотем был с ним, на его оружии, его тотем вонзался в грудь его врага. Иначе говоря, в рисунке его были две функции: репродуктивно-материальная и магическая. Случайным результатом оказалось то обстоятельство, что голова леопарда появилась на всех клинках всего племени, — так она стала знаком отличия своего оружия от вражеского, стала мнемоническим знаком, а отсюда идеограммой, буквой. Что совершилось? Закрепление одного из результатов и вместе переключение функций. Таков и путь перехода технических средств в средства искусства. Живая фотография, главная роль которой — сходство с изображаемой природой, перешла в искусство кино. При этом была переключена функция всех средств — они уже не средства сами по себе, а средства со знаком искусства. И здесь «бедность» кино, его плоскостность, его бесцветность — оказались средствами положительными, подлинными...
    3. Ясько Г.: Ошибка Тютчева
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя. 13 августа 1855. Рославль. Это стихотворение сполна обладает качеством, которое по слову Н. К. Рериха отличает произведения истинного искусства: убедительностью. Мы восхищены им, радостно соглашаемся с поэтом: так оно и есть! Но как это, спросят нас, ведь нет же никаких данных о пребывании Христа в России? Конечно, можно было бы отвечая им говорить об "иносказании", о " русском человеке, носящем в сердце Лик Спасителя". Но это неинтересно и ненужно. Скажем вот как. Как известно, поэты никогда не "сочиняют", не "придумывают", они работают по принципу: "что вижу, то пою", наблюдая образы действительности явленные их внутреннему взору. Тютчев, как видно из многих его стихотворений, обладал даром ясновидения. Вот и в этом стихотворении он отобразил то, что увидел своим духовным зрением: Христа, Царя Небесного в средней полосе России. Есть одно объяснение этому, с которым согласятся все культурные люди. Перед внутренним взором поэта, посетившего родные края, явился Образ Преподобного Сергия, который, как мы знаем, исходил, благословляя, намагничивая ее своей духовной энергией, почти всю тогдашнюю русскую землю. Причем,...
    4. Фет А. А.: О стихотворениях Ф. Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    Часть текста: семье мценского помещика, и конце 1830-х - начале 40-х годов учился на словесном отделении Московского университета, где подружился с. Ап. Григорьевым. После университета четырнадцать лет служил в кавалерии, а затем, купив хутор в родном Мценском уезде, стал помещиком. Стихи писал всю жизнь. Наиболее известны четыре сборника его стихов под общим названием "Вечерние огни" (1883--1891). Фет ценил в поэзии прежде всего красоту стиха, гармонию мировосприятия, внутреннюю рифму и певучесть. Он выступал и как переводчик Горация, Овидия, Гете, Шиллера, Байрона. "Солдат, коннозаводчик, поэт и переводчик" так шутливо характеризовал себя Фет, подчеркивая разноликость своих то сугубо практических, то поэтических занятий. Среди статей Фета о литературе наиболее значительна статья "О стихотворениях Ф. Тютчева" ("Русское слово", 1859, No 2). Тютчев был для Фета величайшим авторитетом, образцом для подражания, и, рассматривая его творчество, Фет делал глубокие наблюдения над природой поэзии, мыслью в стихах, сущностью лиризма. Заметив, что лирическая деятельность требует противоположных качеств, безумной слепой отваги и величайшей осторожности, тончайшего чувства меры, Фет делал рискованное, на первый взгляд, заключение: "Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой, с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик". Однако, если вдуматься, эта формула имеет глубокий смысл, в ней идет речь о присущей только поэту особой силе, которая помогает ему вырваться из "будничной действительности". О СТИХОТВОРЕНИЯХ Ф. ТЮТЧЕВА А. А. Григорьеву Два года тому назад, в тихую, осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно...
    5. Маслин М. А.: Тютчев Ф. И. (Русская Философия. Энциклопедия)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: фамилий). Он был близко знаком с нем. философами Шеллингом и Баадером, встречался с Гейне, интересовался творчеством Бёме, Гёте, Гельдерлина, специально ездил в Париж, где посещал лекции Гизо, Кузена, Виллемена. На фр. языке написаны и опубликованы политические статьи Т.: "Письмо г-ну Густаву Кольбу, редактору "Альгемайне цайтунг" (1844); "Россия и революция" (1849); "Папство и римский вопрос" (1850), вышедшие на родине поэта лишь в 1873 и 1886 гт. Восприимчивость к новейшим достижениям европейского интеллекта сочеталась у Т. с исключительной чуткостью к судьбе России. После отставки от дипломатической службы и возвращения Т. из Европы (1844) его славянофильские симпатии усилились. Не исключено, что идейные изменения произошли у Т. вначале под влиянием Шеллинга, ожидавшего от России и рус. мысли великого будущего, хотя Т. и не был согласен с его идеей примирения философии с христианством, считая, что подлинное Откровение уже дано в Священном писании. Обращая свои взоры к России, Т. прежде всего стремился показать, что Россия не противостоит христианскому Западу, а является его "законной сестрой", правда живущей "своей собственной органической, самобытной жизнью". В своих политических статьях Т. раскрывал и объяснял феномен русофобии, анализировал причину антирус. настроений, получивших распространение в Западной Европе....
    6. Лотман Ю. М.: Заметки по поэтике Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: зрения исследователей. Даже в специальной монографии А. Д. Григорьевой «Слово в поэзии Тютчева» мы не найдем ни слова о тютчевской грамматике, и автор определяет свою задачу как «попытку описать специфически тютчевское словоупотребление (лексику и фразеологию)» [ 1 ], видимо, полагая, что на уровне грамматики слово Тютчева не специфично и что грамматика не играет активной роли в тютчевском смыслообразовании. Другой, не менее яркий пример – весьма содержательное фундаментальное исследование Л. П. Новинской «Метрика и строфика Ф. И. Тютчева» [ 2 ]. Автор дает полное и исключительно полезное описание метрического уровня поэзии Тютчева. Однако в работе такого рода естественно было бы увидеть вначале очерк, посвященный ударениям Тютчева – теме отнюдь не тривиальной. Ведь вопрос о том, как следует акцентуировать многие строки Тютчева, отнюдь не принадлежит к ясным, и простановка без предварительных исследований ударений, принятых в современном языке, может сделаться источником метрической ошибки. Целью настоящей заметки является частично восполнить этот пробел, обратив внимание на своеобразие употребления Тютчевым местоимений (мы будем говорить, в основном, о личных местоимениях) и других грамматических средств выражения категории лица. Особая роль местоимений в структуре поэтического текста была обоснована Р. О. Якобсоном, писавшим: «Местоимения явственно...
    7. Лейбов Р. Г.: Воспоминания о воспоминаниях в Царском Селе - два пейзажа Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: визуальность: У Тютчева в обоих царскосельских его стихотворениях <...> тон дается отражением архитектурного пейзажа в воде <...>. Тем интереснее постоянство темы отражения, что сами отражения разные: одно en blanc, другое en or; одно осенним вечером, другое летом и в полдень. Царское Село Тютчева именно этой ролью в нем цвета и отражения в воде и отличается от пушкинского Царского Села, отличается <...> в направлении архитектурных пейзажей Державина [Пумпянский: 463]. Первое стихотворение написано 22 октября 1858 г. (датировка в автографах – рукой Э. Ф. Тютчевой) и впервые было опубликовано в «Русской беседе» в 1859 г. Осенней позднею порою Люблю я царскосельский сад, Когда он тихой полумглою Как бы дремотою объят, И белокрылые виденья На тусклом озера стекле В какой-то неге онеменья Коснеют в этой полумгле… И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров – И сад темнеет, как дуброва, И при звездах из тьмы ночной, Как отблеск славного былого, Выходит купол золотой... [Тютчев: 199] Второе стихотворение написано в 1866 г. и опубликовано впервые в сборнике 1868 г.: Тихо в озере струится Отблеск кровель золотых, Много в озеро глядится Достославностей былых. Жизнь играет, солнце греет, Но под нею и под ним Здесь былое чудно веет Обаянием своим. Солнце светит золотое, Блещут озера струи... Здесь великое былое Словно дышит в забытьи; Дремлет сладко, беззаботно, Не смущая дивных снов И тревогой мимолетной Лебединых голосов... [Тютчев: 226] На промежуток между написанием этих стихотворений приходится исключительно много важных событий как в истории России (реформы Александра II, польское восстание, смерть наследника престола и – скорее всего – первое покушение на императора [ 1 ]), так и в биографии автора (смерть Е. А....
    8. Петрова И. В.: Мир, общество, человек в лирике Тютчева. Часть 5
    Входимость: 1. Размер: 77кб.
    Часть текста: связанных с одним женским именем, столь самозабвенно и горестно им любимым. Образ Е. А. Денисьевой, прожившей недолгую и не очень счастливую жизнь, нашел гениальное художественное воплощение в посвященном ей поэтическом памятнике и, подобно прославленным и воспетым женским именам мировой литературы, победил время, остался жить в строках поэта «смерти вопреки» 61 . В этом цикле все — живая боль, все «горит и жжет», потрясает правдой и обнаженностью чувств. В «кружении сердца» были радость — страдание, блаженство — безнадежность, самозабвение. Вместе с тем интимнейшие стихотворения Тютчева не были рассказом только об одном трагическом жизненном явлении. Современник Тютчева и во многом его антипод, Герцен, рассказывая в «Былом и думах» о своей личной драме, осмыслил страницы эти не только как суд над собой, защиту, покаяние, вызов, но прежде всего — как сознательную и непримиримую борьбу со всем тем, что противоречило его понятиям о справедливости, истинной человечности. Сознательно Тютчев перед собой такой задачи не ставил и не мог поставить. Более того, в письме к А. И. Георгиевскому, думая о печатании...
    9. Гроссман Л. П.: Тютчев и сумерки династий
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    Часть текста: a rendu ce grand service au monde, c'est qu'elle a fait crouler jusqu'à terre tout l'échafaudage des illusions dont on avait masqué la réalité. Тютчев: "La Russie et la Révolution" (апрель 1848 г.). Современники революций никогда не видят их в свете цельного и сплошного энтузиазма. Это удел отдаленных потомков. Только на расстоянии многих десятилетий можно слушать "Марсельезу", не вспоминая о лязге гильотин, и восхищаться кличами народных трибунов, не думая о пролитой крови. Очевидцы великих переворотов менее счастливы. Им близки оба течения мятежной стихии, и под огненным потоком преображения они чувствуют беспрерывное бурление поднявшейся со дна мути и грязи. Им слишком знакомы страшные будни и жуткая проза революций. И душа их, разодранная на части этими судорогами сменяющихся под'емов и падений, сочувствий, восторгов и возмущений, не перестает переживать в продолжении всего кризиса глубокую и тягостную драму. Некоторым суждено пережить ее с особенной остротой. Такова была участь Тютчева. Идеолог...
    10. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву"
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: поэта, драматурга, прозаика А. К. Толстого. Попытки создания «Венка Тютчеву» встречаются в следующих работах: «Современники о Ф. И. Тютчеве» (Тула, 1984; составитель В. Г. Деханов); Парыгин В. П., Алексеев В. П. Из противоречий сотканный талант. (Брянск, 1993; Кн. 2. Брянщина литературная); Тютчев Ф. И. «О вещая душа моя!..» (М., 1995; составитель Л. А. Озеров); Ф. И. Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях современников. (М., 1999; составитель Г. В. Чагин); Федор Иванович Тютчев. Краткая летопись жизни и творчества. Документы и воспоминания современников. Из Тютчевианы. Тютчев и современность. Венок поэту. (М., 2004; составитель Г. В. Чагин); Тютчев Ф. И. Стихотворения. (М., 2004; составитель Б. Романов); Ф. И. Тютчев: pro et contra. (СПб., 2005; составитель К. Г. Исупов); Таинник ночи. Зарубежная Россия и Тютчев. (М. 2008; составитель М. Д. Филин). Это всё частицы того целого, к чему шёл составитель. «Венок Тютчеву» - это не критический разбор произведений поэта. Цель «Венка» в другом - показать великий гений и талант человека, вписавшего своё имя во всемирную историю человеческой культуры. Нужно было выбрать самую квинтэссенцию, поэтому так много сокращений в текстах из приводимых статей. В этом как раз и состояла вся сложность работы, так как можно было...