• Приглашаем посетить наш сайт
    Мода (modnaya.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "XXXII"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Пигарев К. В.: Жизнь и творчество Тютчева. Глава третья. Снова в России. Тютчев и общественно-политическая действительность 1840-х — начала 1870-х годов. Пункт 3
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    2. Летопись жизни и творчества Тютчева. 1836 г.
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    3. Лейбов Р. Г.: Телеграф в поэтическом мире Тютчева - тема и жанр
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    4. Примечания к стихам. Том 2. (Часть 5)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    5. Гагарин И. С. - Бахметевой А. Н., 23 октября/4 ноября 1874 г.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    6. Петрова И. В.: Мир, общество, человек в лирике Тютчева. Часть 1
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    7. Динесман Т. Г.: Второй сборник "Стихотворений" Ф. И. Тютчева. История создания
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    8. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. «Аргивяне», неизданная трагедия Кюхельбекера
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    9. * * * ("Он, умирая, сомневался")
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    10. Лотман Ю.: Спецкурс "Русская философская лирика. Творчество Тютчева" (неавторизованный конспект лекций)
    Входимость: 1. Размер: 104кб.
    11. Летопись жизни и творчества Тютчева. 1854 г.
    Входимость: 1. Размер: 117кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Пигарев К. В.: Жизнь и творчество Тютчева. Глава третья. Снова в России. Тютчев и общественно-политическая действительность 1840-х — начала 1870-х годов. Пункт 3
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    Часть текста: назван Тютчев в статье Гоголя «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее значение» (1847) 69 . Как справедливо заметил В. В. Гиппиус, оба высказывания, очевидно, подразумевают Тютчева — сотрудника «Галатеи», а не «Ф. Т.» — сотрудника «Современника» 70 . Тем более значителен отзыв В. Н. Майкова (1846), непосредственно относящийся к «Стихотворениям, присланным из Германии» и выводящий поэзию «Ф. Т.» из круга обыденных поэтических явлений: «... переводы [Плещеева. — К. П. ] из Гейне напомнили нам одного русского поэта, которого никто не помнит, хотя в мое время, лет десять назад, его стихи и обратили на себя внимание людей со вкусом и поэтическим тактом. Считаем долгом напомнить об них, потому что видеть забвение истинно-поэтических произведений еще прискорбнее, чем видеть явление бездарных виршей, вооруженных самолюбивыми претензиями. Стихотворения, о которых говорим мы, напечатаны в „Современнике“ 1836 и 1837 гг. под названием „Стихотворения, присланные из Германии“ и принадлежат автору, подписавшемуся буквами „Ф. Т.“ Там они и умерли... Странные дела делаются у нас в литературе!» 71 . Отзыв В. Н. Майкова в известной мере предварил статью Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты», напечатанную в январском выпуске «Современника» за 1850 год. Она появилась в годы, которые можно назвать годами поэтического застоя. В течение десятилетия, последовавшего за смертью Пушкина, один за другим уходят из жизни такие поэты, как Полежаев, А. Одоевский, Д. Давыдов, Козлов, Лермонтов, Кольцов, Баратынский, Языков. Из представителей младшего поколения поэтов (Некрасов, Фет, Полонский, А. Майков, А. Григорьев,...
    2. Летопись жизни и творчества Тютчева. 1836 г.
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    Часть текста: АВПРИ. МИД . Ф. 159 ( ДХиСД ). Оп. 337/2, № 121, л. 291; Послужной список Тютчева. 1845 , л. 3. Декабрь 31/Январь 12. Петербург. По ходатайству К. В. Нессельроде Тютчев пожалован в звание камергера. «Высочайшим именным указом, данным Придворной конторе в 31 день минувшего декабря 1835 г. 2-ой секретарь Миссии нашей в Минхене Коллежский асессор Тютчев Всемилостивейше пожалован в звание камергера Двора Его Императорского Величества». О пожаловании Тютчева в звание камергера , л. 11—11об. Январь <9>/21. Петербург. В ответ на письмо Тютчева от <22 октября>/3 ноября 1835 г. К. В. Нессельроде сообщает ему, что не имеет возможности удовлетворить его ходатайство о повышении в должности. Сообщает, что Тютчев удостоен звания камергера. «Я медлил с ответом на Ваше письмо в надежде на благоприятный случай, позволивший бы мне обратить благосклонное внимание Государя на Вашу службу и ходатайствовать перед ним о получении милости для Вас, о чем я был готов немедленно Вас известить. Я очень рад, что мое ожидание сбылось и я могу сообщить Вам, М<илостивый> Г<осударь>, что Е<го> В<еличеству>...
    3. Лейбов Р. Г.: Телеграф в поэтическом мире Тютчева - тема и жанр
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: более раннюю эпоху работ о мифологии железных дорог (ср. [Пиретто], из недавних см. исследование, инкорпорированное в [Безродный]). В нашей заметке речь пойдет о частных эпизодах освоения русской культурой нового технического явления – электрического телеграфа. Эта тема, несомненно, заслуживает более глубокого изучения [ 1 ]. История внедрения электротелеграфного сообщения в России, как это обычно бывает в странах с централизованной государственной экономикой, тесно связана с другими историческими циклами. Первые опыты П. Л. Шиллинга в этой области относятся, видимо, к концу 20-х – началу 30-х гг. [Алексеев, 90–95], однако на публикацию сведений об этих разработках в России был наложен запрет: статья Якоби, посвященная этой теме, была по приказу императора изъята из отпечатанного в 1834 г. бюллетеня Академии Наук; см. об этом (с опечаткой в дате) [Яроцкий, 112–113]. Впервые действие телеграфа было продемонстрировано публике на квартире Шиллинга в 1832 г. [Алексеев, 100] Первая опытная линия электромагнитного телеграфа длиной в 5 километров была в 1836 году проложена вокруг...
    4. Примечания к стихам. Том 2. (Часть 5)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: почерка, отнес эпиграмму к началу 60-х годов ("Тютчевиана", стр. 43). Между тем эта датировка может быть принята с большими оговорками, так как почерк автографа гораздо ближе к почерку, каким поэт писал в более ранние годы. Содержание эпиграммы пока не поддается расшифровке, но, по-видимому, она никак не связана с буржуазными реформами 60-х годов. Memento Автограф хранится в СП. После заглавия - помета на французском языке: "Веве 1859 - Женева 1860". Впервые напечатано в изд. 1868 г., стр. 187. Печатается по списку без заглавия с поправкой рукой поэта в строке 10 (ЦГАЛИ, 505/53, лл. 6-7). Заглавие и помета-подзаголовок восстанавливаются по автографу. См. "Другие редакции и варианты", стр. 300. Датируется двадцатыми числами октября 1860 г., так как вызвано смертью императрицы Александры Федоровны, вдовы Николая I, умершей 19 октября этого года. В стихотворении Тютчев вспоминает о своих встречах с нею в Вене в сентябре 1859 г. "Когда-то я была майором..." Автограф хранится в ЦГАЛИ (505/39, л. 1). Впервые напечатано в СН, кн. 8, 1904, стр. 57. Печатается по автографу. По свидетельству сына поэта И. Ф. Тютчева, написано от лица его сестры М. Ф. Тютчевой в связи с пятидесятилетним юбилеем кн. П. А. Вяземского и, следовательно, относится к началу марта 1861 г. В альбоме М. Ф. Тютчевой-Бирилевой (СП) переписано вместе со стихами "На юбилей князя П. А. Вяземского" и "В. Вольфсону", что подкрепляет эту датировку. 1-4. Намек на любительский спектакль в декабре 1853 г., на котором М. Ф. Тютчева выступала в мужской роли майора. По этому поводу Вяземский обратился к ней со следующими стихами: Любезнейший майор, теперь ты чином мал, Но потерпи, и будет повышенье; В глазах твоих читаю уверенье, Что будешь ты, в строю красавиц, генерал. А в ожидании ...
    5. Гагарин И. С. - Бахметевой А. Н., 23 октября/4 ноября 1874 г.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: и иезуитом, я удивился бы не меньше. Но не касаясь вопроса об этой столь необычайной перемене, совершившейся во взглядах Тютчева, я ограничиваюсь заявлением, что в ту пору, когда я его знал, он был совсем иным. Его религией была религия Горация; не могу найти другого определения, мне довольно трудно поверить, что он не остался при этой религии в Петербурге так же, как и в Мюнхене. К тому же есть немало общего между латинским поэтом и русским; я говорю не о стихах того или другого, а о характерах двух людей, об их образе мыслей, об их поведении. Во всех этих отношениях Тютчев мог бы также напомнить Лафонтена, но между ним и баснописцем есть глубокие различия, и я продолжаю указывать на Горация. Было бы серьезной ошибкой воображать, что Тютчев, который прожил двадцать два года в Мюнхене, все это время был погружен в германскую стихию. Несомненно, он прочитал изрядное количество немецких писателей, в течение нескольких месяцев часто виделся с Гейне 2 , иногда беседовал с Шеллингом 3 , но по обществу, среди которого жил, по чтению, которое его занимало, и по всем навыкам своего ума он был более подвержен французским влияниям, чем германским 4 . Близость Италии и Франции живо ощущалась в столице Баварии, и, не говоря о дипломатическом корпусе, который отличался более или менее космополитическим характером и составлял то общество, которое мы главным образом посещали, в самом баварском обществе существовали французские и итальянские элементы, которые, не нарушая немецкого благодушия, весьма способствовали устранению всякой чопорности и сообщали мюнхенским гостиным необычайное изящество и привлекательность. Разговоры всегда велись по-французски. Здесь были осведомлены обо всем, что печаталось в Париже, особенно читали парижские газеты, а германской прессой, германской литературой, германскими делами все это общество интересовалось очень мало. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, если...
    6. Петрова И. В.: Мир, общество, человек в лирике Тютчева. Часть 1
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: и целостную картину мира. Юность Тютчева протекала в то время, когда еще достаточно ощутимо было влияние Шеллинга. Ему рукоплескали не только немецкие романтики. Яркий, дерзкий, «он широко раскрыл двери философствования, и в кельях абстрактной мысли повеяло свежим дыханием природы; теплый весенний луч упал на семя категорий и пробудил в них все дремлющие силы» — так охарактеризовал молодого Шеллинга Энгельс 5 . Природа оказалась живой, таинственной, великолепной поэмой, «откровением более древним, чем все писанные откровения» 6 . Великий художник, Гёте разделял шеллинговскую идею «живой связи и единства всех естественных вещей, развития <...> постоянной метаморфозы» 7 . Сквозь нагромождение странных примеров и фантастических утверждений в натурфилософских работах Шеллинга пробивалась идея движения; закон дуализма и полярности утверждался как основной закон природы. Отголоски несомненного знакомства с Шеллингом, как не раз указывали исследователи творчества Тютчева, чувствуются во...
    7. Динесман Т. Г.: Второй сборник "Стихотворений" Ф. И. Тютчева. История создания
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    Часть текста: Ф. И. Тютчева История создания 1* Идея издания нового сборника стихотворений Тютчева возникла летом 1867 г. и принадлежала она И. С. Аксакову. Однако надежды на то, что Тютчев сам займется составлением своего сборника, не было никакой, сам же Аксаков, поглощенный изданием газеты «Москва», взять на себя этот труд не мог. И он нашел выход, который показался ему как нельзя более удачным, — поручить составление сборника сыну Тютчева Ивану. В мае 1867 г. Иван окончил Училище правоведения и, получив место в Московском Сенате, поселился в Москве 2* . Молодой человек, полный сил и энергии, к тому же не слишком обремененный служебными обязанностями, казался Аксакову весьма подходящей кандидатурой; к тому же он находился рядом, и в случае необходимости ему можно будет помочь. Со своей стороны, Иван Федорович охотно согласился на предложение Аксакова. 19 июля в Москву приехал Тютчев, и Аксаков не замедлил сообщить ему свой план. Сначала Тютчев отнесся к его предложению с явным неодобрением. Одно дело напечатать в периодических изданиях несколько стихотворений в год, и совсем иное — выступить с авторским сборником стихов, тем самым претендуя на звание поэта. Тютчев считал такой поступок нескромным, а потому для себя неприемлемым, и не хотел разрешить задуманное издание. Однако устоять перед напором Аксакова он не сумел и, по его позднему признанию, «кончил тем, что дал свое согласие — из чувства лени и безразличия» 3* . Что касается перспективы увидеть младшего сына в роли своего издателя, то она вызвала с его стороны снисходительно-ироническую усмешку: «Великая новость! — ...
    8. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. «Аргивяне», неизданная трагедия Кюхельбекера
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    Часть текста: отмечает, что с победой Карамзина русская драматургия пришла в полный упадок 3 . Явление Озерова было встречено приветствиями со стороны карамзинистов, как замещение пустоты, создание недостающей драмы. Попытка, сделанная Вяземским в 20-х годах, представить его «романтиком», создателем «новой драмы», встретила резкий протест Пушкина 4 . В 20-х годах ясен стал факт, замалчивавшийся литературными деятелями карамзинизма: стиховая драма оказалась в руках архаистов — Шаховского, Катенина, Грибоедова 5 . Ввиду общей литературной влиятельности течения карамзинистов факты негласной победы архаистов ускользали от внимания историков литературы. Только изредка всплывали он [и] в светлый план литературного сознания: так, об этих победах сказал Полевой в 1830 г. 6 , подводя итоги литературной борьбы 20-х годов. Между тем нельзя рассматривать «Историю Государства Российского» вне этой негласной победы, так же как необъяснимо явление Грибоедова вне его живой связи с архаистическими тенденциями. Великая удача его комедии и неудача трагедии, к которой он стремился, соотносятся между собой. Осознанию этих негласных побед мешало одностороннее и неверное, но прочно утвердившееся...
    9. * * * ("Он, умирая, сомневался")
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: * * * Он, умирая, сомневался, Зловещей думою томим... Но бог недаром в нем сказался - Бог верен избранным своим... 5 Сто лет прошли в труде и горе - И вот, мужая с каждым днем, Родная Речь уж на просторе Поминки празднует по нем... Уж не опутанная боле, 10 От прежних уз отрешена, На всей своей разумной воле Его приветствует она... И мы, признательные внуки, Его всем подвигам благим 15 Во имя Правды и Науки Здесь память вечную гласим. Да, велико его значенье - Он, верный Русскому уму, Завоевал нам Просвещенье, 20 Не нас поработил ему, - Как тот борец ветхозаветный, Который с Силой неземной Боролся до звезды рассветной И устоял в борьбе ночной. Примечания "Он, умирая, сомневался..." Автографы (3) хранятся в ПД (8875 - при письме к А. Н. Майкову от 3 апреля 1865 г.), ГПБ (ф. 797, Ќ 3) и ЦГАОР (828/163, лл. 23-24 - при письме к кн. А. М. Горчакову от 11 апреля 1865 г.). Впервые напечатано по автографу ГПБ в ежемесячнике "Ипокрена", 1917, октябрь, стр. 5. Печатается по автографу ЦГАОР. См. "Другие редакции и варианты", стр. 303. Написано в первых числах апреля 1865 г. по случаю столетней годовщины со дня смерти М. В. Ломоносова, отмечавшейся 4 апреля этого года. Посылая А. Н. Майкову первую редакцию стихотворения, Тютчев писал: "Вот вам, друг мой Аполлон Николаевич, несколько бедных рифм для вашего праздника, в...
    10. Лотман Ю.: Спецкурс "Русская философская лирика. Творчество Тютчева" (неавторизованный конспект лекций)
    Входимость: 1. Размер: 104кб.
    Часть текста: Тютчева" (неавторизованный конспект лекций) СПЕЦКУРС "РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА. ТВОРЧЕСТВО ТЮТЧЕВА" [неавторизованный конспект лекций]* Периодизация творчества: 1-й период - начальный, 20-е годы. Стихотворения Тютчева * условны, умозрительны. Но уже в 1820-е гг. эти признаки начали исчезать, уже здесь его поэзия проникнута глубокой философской мыслью. Слияние всего воедино: и любви, и философии, и природы. Поэзия Т. никогда не развивается в форме рассудочной, умозрительной мысли. 2-ой период - 30-е - 40-е годы. Т. продолжает оставаться поэтом мысли. Темы любви и природы актуальны по-прежнему, но в них вплетается что-то тревожное. Это тревожное начало с разными акцентами и окраской выражается, в частности, в стихотворениях о странничестве (например, «Из края в край, из града в град...») ** . 3-й период - 50-е - 60-е годы. Тревожные мотивы углубляются и перерастают в мрачное, безысходное восприятие жизни. Т. не заботился об издании своих сочинений. Первая большая группа его стихотворений была напечатана через посредство И. С. Гагарина в 1836-37 гг. в пушкинском «Современнике» - «Стихотворения, присланные из Германии». Вторая крупная публикация - в 1854 г. - была тоже связана с «Современником», подготовил ее И. С. Тургенев. Последнее прижизненное издание сборника - 1868 г. И опять Т. устраняется от подготовки издания, его готовил зять И. С. Аксаков. Тема природы Появляется она уже в 20-х гг. Стихотворение «Весна. Посвящается друзьям » («Любовь земли и прелесть года...», 1821 г. - С. 57-58) - традиционная условная поэтическая манера и очень светлые гармонические тона. «Вечер» («Как тихо веет над долиной...», 1829 г. - С. 73) - условность преодолена; очень лирическая, гармоническая зарисовка светлого вечера. К 1828 г. относятся...