• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Бухштаб Б.Я.: Тютчев
    (Примечания)

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7
    Примечания

    [1] Все даты указываются по принятому в дореволюционной России старому стилю. Двойными датами обозначаются лишь письма, посланные из-за границы.

    [2] «Русский архив», 1900, кн. 1, стр. 408.

    [3] «Московский вестник», 1830, ч. 1, стр. 115.

    [4] Стихов 20-х годов сохранилось мало. Из них, за немногими исключениями, нам известны лишь те, которые были в эту пору напечатаны; рукописей стихов этого времени почти нет. В письме к И.С. Гагарину от 7/19 июля 1837 года Тютчев упоминает о том, что за несколько лет до того нечаянно сжег «целый ворох» своих стихов, «накопленный временем» (Ф.И. Тютчев, Стихотворения. Письма, Гослитиздат, М. 1957, стр. 376).

    [5] В.Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. 4, изд-во ЛИ СССР, М. 1954, стр. 342.

    [6] H.В. Гоголь, Полное собрание сочинений, т. 8, изд-во АН СССР, М. 1952, стр. 386.

    [7] А. Фет, Мои воспоминания, ч. 1, М. 1890, стр. 134.

    [8] «Литературное наследство», т. 19– 21, М. 1935, стр. 182.

    [9] Там же.

    [10] M.П. Погодин, Воспоминание о Ф.И. Тютчеве. – «Московские ведомости», 1873, № 190 (29 июля).

    [11] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, М. 1886, стр. 47, 296.

    [12] Ф.И. Тютчев, Стихотворения. Письма, стр. 428.

    [13] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. 48.

    [14] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. 46.

    [15] Письмо к Д.Ф. Тютчевой от 8/20 сентября 1864 года. – В кн.: Ф.И. Тютчев, Стихотворения. Письма, стр. 446.

    [16] «Литературное наследство», т. 19– 21, стр. 184.

    [17] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчев, стр. 25.

    [18] Ф.Т. (Ф.Ф. Тютчев), Федор Иванович Тютчев (Материалы к его биографии). – «Исторический вестник», 1903, № 7, стр. 197.

    [19] В.А. Жуковский, Дневники, СПб. 1903, стр. 430.

    [20«Academia», M.– Л. 1933, стр. 51– 52.

    [21] Е.П. Казанович, Из мюнхенских встреч Ф.И. Тютчева. – «Урания. Тютчевский альманах», изд-во «Прибой», Л. 1928, стр. 132.

    [22] H.A. Некрасов, Полное собрание сочинений и писем, т. 9, Гослитиздат, М. 1950, стр. 220, 205.

    [23] И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Сочинения, т. 5, изд-во АН СССР, М– Л. 1963, стр. 423.

    [24] M.П. Погодин, Воспоминание о Ф.И. Тютчеве.

    [25] Ф.Т., Федор Иванович Тютчев, стр. 200.

    [26] К. Пигарев, Жизнь и творчество Тютчева, изд-во АН СССР, М. 1962, стр. 146.

    [27] Там же, стр. 147.

    [28] Г.И. Чулков, Последняя любовь Тютчева, изд. М. и С. Сабашниковых, М. 1928, стр. 56– 57.

    [29] Там же, стр. 47– 48.

    [30] Там же, стр. 53.

    [31] «Старина и новизна», кн. 21, Пг. 1916, стр. 219.

    [32] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. 41, 298.

    [33] Цитируется по вступительной статье Е.П. Казанович к книге «Ф.И. Тютчев в своих письмах к Е.К. Богдановой и С.П. Фролову» (изд. АН СССР, Л. 192С, стр. 3).

    [34] Г.И. Чулков, Последняя любовь Тютчева, стр. G9.

    [35] И.П. Барсуков, Жизнь и труды М.П. Погодина, кн. 1, СПб. 1888, стр. 194.

    [36] И.П. Барсуков, Жизнь и труды М.П. Погодина, кн. 1, стр. 310.

    [37] Д.Д. Благой, Ф.И. Тютчев. – В кн.: Ф. Тютчев, Стихотворения, изд-во «Советский писатель», Л. 1953, стр. 24.

    [38] О переводах Тютчева конца 20-х – начала 30-х годов (из Гейне, Гюго, Беранже, Цедлица) «в плане определения политических симпатий Тютчева» говорится в содержательной статье И.В. Петровой «Некоторые вопросы мировоззрения Ф.И. Тютчева» («Ученые записки Магнитогорского гос. педагогического института», вып. 1, 1960, стр. 68–129).

    [39] Ф.И. Тютчев, Полное собрание сочинений, СПб. 1913, стр. 292.

    [40] Там же, стр. 312.

    [41] Там же, стр. 295.

    [42

    [43] «Литературное наследство», т. 19– 21, стр. 198.

    [44] Ф.И. Тютчев, Стихотворения. Письма, стр. 418.

    [45] Ф.И. Тютчев, Полное собрание сочинений, стр. 329.

    [46] Ф.И. Тютчев, Стихотворения. Письма, стр. 457– 458.

    [47] Там же, стр. 458– 459.

    [48] «Старина и новизна», кн. 22, Пг. 1917, стр. 253.

    [49] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. 54.

    [50] Там же, стр. 75– 76.

    [51] Там же, стр. 56– 57.

    [52] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. G5.

    [53] Там же, стр. 47– 48.

    [54] «Старина и новизна», кн. 18, СПб. 1914, стр. 37.

    [55] Там же, кн. 21, стр. 226.

    [56] Там же, кн. 22, стр. 235.

    [57] «Старина и новизна», кн 22, стр. 275.

    [58] Письмо к И.С. Аксакову от 7/19 мая 1871 года. – «Литературное наследство», т. 31–32, М. 1937, стр. 763.

    [59] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. 76.

    [60] «Старина и новизна», кн. 21, стр. 164.

    [61] Там же, кн. 18, стр. 17.

    [62] И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Сочинения, т. 5, стр. 426.

    [63] Шеллинг, Философские исследования о сущности человеческой свободы, СПб. 1908, стр. 57.

    [64«Человек не более, как самая слабая тростинка в природе, но это – тростника мыслящая».

    [65] Обращение при рытье колодцев к «водоискателям», то есть лицам, способным определять местонахождение грунтовых вод, зарегистрировано у различных народов.

    [66] О повторениях, «дублетах», параллелях в творчестве Тютчева см. в статье Л.В. Пумпянского «Поэзия Ф.И. Тютчева» в сборнике «Урания. Тютчевский альманах».

    [67] И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Письма, т. 10, М.– Л. 1965, стр. 143.

    [68] «Литературное наследство», т. 37– 38, М. 1939, стр. 469.

    [69] «Старина и новизна», кн. 22, стр. 236.

    [70] Н.А. Добролюбов, Собрание сочинений, т. 6, Гослитиздат, М.– Л. 1963, стр. 137.

    [71] Д. Благой. Жизнь и творчество Тютчева. – В кн.: Ф.И. Тютчев, Полное собрание стихотворений, т. 1, изд-во «Academia». M– Л. 1933, стр. 43 33.

    [72] Культ «Великой матери» (Magna mater) – древний синкретический культ, распространенный среди всех средиземноморских народов. В нем слились культы греческих Реи и Геи-Деметры, малоазиатской Кибелы, египетской Изиды и др. С конца III века до пашей эры культ «Великой матери» стал официальным культом Римского государства. «Великая матерь» – это богиня жизненных сил земли, производящее божество, олицетворение живой природы. Культу «Великой матери» придавал особенное значение Шеллинг в своих попытках построить прагматическую историю мифологии.

    [73 посвященная этой проблеме, перечислена во вступительной заметке к «Примечаниям» к книге: Ф.И. Тютчев, Полное собрание стихотворений. Подготовка текста и примечания К.В. Пигарева, изд-во «Советский писатель», Л. 1957, стр. 331. См, также: К.В. Пигарев. Стихотворения Тютчева в «Библиотеке поэта». – В кн.: «Издание классической литературы. Из опыта «Библиотеки поэта»», изд-во «Искусство», М. 1963, стр. 109–197.

    [74] Несогласие с моими мыслями о ритме этого стихотворения высказал Я.О. Зунделович. Он считает, что тут не только нет установки на приглушенность звука, но, напротив, благодаря «так называемой ломке метра» «образ молчания стал, так сказать, звучнее» и что ритмический диссонанс соответствует «тому образно-смысловому диссонансу, которым пронизано все стихотворение: противопоставлению взыскуемой поэтом внутренней тишины и молчания наружному шуму, внешних дневных лучей – сиянию таинственно-волшебных дум в душевной глубине» (Я. Зунделович, Стихотворение Тютчева «Silentium!» (Из опытов о тютчевской поэзии). – «Труды Самаркандского гос. университета им. Алишера Навои», Новая серия, вып. 123, ч. II, 1903, стр. 147). Надо было бы, однако, доказать, что «образ молчания» способен и должен быть «звучнее» и что исключительный по резкости перебой стихотворного размера может восприниматься как ритмическая иллюстрация тематического противопоставления. Поэзия Тютчева, как я пытался доказать, вообще поэзия контрастов, – но подобного способа выявления контраста в других стихах нет. Главное же – это то, что без «приглушения» нет возможности воспринять строки этого стихотворения как сопоставимые, в едином ритме. Вот что надо было бы опровергнуть прежде всего при несогласии с моей трактовкой, но на эту сторону дела Я.О. Зунделович не обратил внимания. Это весьма типично для нашего литературоведения. Ритм стараются прямо связать с темой посредством метафор («звучность», «диссонанс»), не интересуясь ритмической спецификой.

    [75] Б. Эйхенбаум, Мелодика русского лирического стиха,– В кн.: Б. Эйхенбaум, О поэзии, изд-во «Советский писатель», Л. 1969, стр. 395, 396.

    [76] Определить это время точнее трудно, поскольку, как сказало выше, стихов данного периода сохранилось мало.

    [77] Исследование стилей и направлений русской поэзии начала XIX века в связи с генезисом и эволюцией творчества Пушкина является одним из наиболее выдающихся достижений советского литературоведения. Здесь особенно значительны труды Ю.Н. Тынянова, Б.В. Томашевского, Г.А. Гуковского, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург. Об отношении Пушкина к поэзии Тютчева см.: Ю.Н. Тынянов, Пушкин и Тютчев (в кн.: Ю.Н. Тынянов, Архаисты и новаторы, изд-во «Прибой», Л. 1929, стр. 330–366); Н.В. Королева, Тютчев и Пушкин («Пушкин. Исследования и материалы», т. 4, изд-во АН СССР, М.– Л., 1962, стр. 183– 207).

    [78] Ю. Тынянов, Архаисты и новаторы, стр. 367–385. О связи поэзии Тютчева с державинской см. также в упомянутой выше статье Л.В. Пумпянского.

    [79 Гиппиуса «Ф.И. Тютчев» (В кн.: Ф.И. Тютчев, Полное собрание стихотворений, изд-во «Советский писатель», Л. 1939; см. стр. 19–20); однако вряд ли возможно согласиться с автором в том, что «Тютчев как художник эволюционировал очень значительно».

    [80] Г.А. Гуковский, Некрасов и Тютчев (К постановке проблемы). – «Научный бюллетень Ленинградского гос. университета», № 16–17, Л. 1947, стр. 52–53.

    [81] Б.О. Корман в статье «Некрасов и Тютчев (Заметки)» («Некрасовский сборник», т. III, изд-во АН СССР, М.– Л. 1960, стр. 208–222) ограничивает утверждения Г.А. Гуковского. Признавая, что «наличие драматизации в любовной лирике обоих поэтов несомненно, а производимое на этом основании сближение их лирики – совершенно правомерно» (стр. 208), Б.О. Корман считает, что «у лирической героини Некрасова появились биография и характер, осмысливаемые в бытовом и социальном плане» (стр. 210), в то время как «героини Тютчева вообще не являются характерами» (стр. 215); трагическое у Тютчева не показано ни как социальное, ни как конфликт, поскольку «у Тютчева не герои противостоят друг другу, а им противостоит грозная роковая сила» (стр. 213).

    «Лирика Н.А. Некрасова», Воронеж, 1964, стр. 299–315) представляется мне плодотворной, но выводы слишком прямолинейными. Так, рок в «денисьевском цикле» – не абстрактное понятие; он воплощен в достаточно «социальном» образе толпы:

    ...Толпа, нахлынув, в грязь втоптала 
    То, что в душе ее цвело.
    
    

    да и в образе героя цикла, о котором героиня говорит:

    ...Он жизнь мою бесчеловечно губит, 
    Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
    
    

    А эти ее оценки и дальнейшие ее слова о своих переживаниях:

    То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя, 
    Увлечена, в душе уязвлена, 
    Я стражду, не живу... им, им одним живу я –  
    Но эта жизнь!.. о, как горька она! – 
    
    

    [82] А. Григорьев, И.С. Тургенев и его деятельность. – В кн.: А. Григорьев, Литературная критика, изд-во «Художественная литература», М.: 1967, стр. 246–247.

    [83] Б.М. Эйхенбаум отмечает особую роль поэзии Тютчева в создании «Анны Карениной»: «Трактовка страсти как стихийной силы, как «поединка рокового», и образ женщины, гибнущей в этом поединке, – эти основные мотивы «Анны Карениной» подготовлены лирикой Тютчева (...). Стихотворение «О, как убийственно мы любим...» звучит как лирический комментарий к «Анне Карениной» или, вернее, как эпиграф к ней (...). Дело тут, конечно, не в тематической близости самой по себе, а в философско-лирическом углублении и расширении любовной темы как «буйной слепоты страстей». Здесь художественный источник той лирической (а не только психологической) глубины, которая придана образу Анны и которой до Толстого не знала русская проза» (Б. Эйхенбаум, Лев Толстой. Семидесятые годы, изд-во «Советский писатель», Л. 1960, стр. 213– 214).

    [84] И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Письма, т. 3, М.– Л. 1961, стр. 254–255. О личных отношениях, взаимной оценке и творческой близости Тютчева и Тургенева см. в обстоятельной статье А. Лаврецкого «Тургенев и Тютчев» и сборнике «Творческий путь Тургенева», изд-во «Сеятель», Пг. 1923.

    [85] Свод отзывов Л. Толстого о Тютчеве – в статье Д.Д. Благого «Читатель Тютчева – Лев Толстой» в сборнике «Урания. Тютчевский альманах».

    [86«Искусство», 1929, № 5– 6, стр. 46.

    [87] А. Фет, Мои воспоминания, ч. 2, М. 1890, стр. 3.

    [88] Фет поместил статью «О стихотворениях Ф. Тютчева» и журнале «Русское слово», 1859, кн. 2.

    [89] П.А. Добролюбов, Собрание сочинений, т. 5, М.– Л. 1962, стр. 28.

    [90] Вл. Соловьев, Поэзия Ф.И. Тютчева. – Цитируется по сборнику П. Перцова «Философские течения русской поэзии», изд. 2-е, СПб. 1899, стр. 187.

    [91«Тютчев в поэтической культуре русского символизма» («Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР», т. 3, № 2, 1930, стр. 465–549, в которой излагаются взгляды символистов на Тютчева и подробно анализируются отзвуки Тютчева в стихах символистов.

    [92] П.Н. Лепешинский, На повороте, 4-е изд., Госполитиздат, М. 1955, стр. 112.

    [93] В. Бонч-Бруевич, Ленин о художественной литературе. – «Тридцать дней», 1934, № 1, стр. 15.

    [94] Вл. Бонч-Бруевич, Ленин о книгах и писателях. Из воспоминаний. – В кн.: «В.И. Ленин о литературе и искусстве», 4-е изд., изд-во «Художественная литература», М. 1969, стр. 704.

    [95] И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Сочинения, т. 5, стр. 426.

    1 2 3 4 5 6 7
    Примечания
    Разделы сайта: