[1] Все даты указываются по принятому в дореволюционной России старому стилю. Двойными датами обозначаются лишь письма, посланные из-за границы.
[2] «Русский архив», 1900, кн. 1, стр. 408.
[3] «Московский вестник», 1830, ч. 1, стр. 115.
[4] Стихов 20-х годов сохранилось мало. Из них, за немногими исключениями, нам известны лишь те, которые были в эту пору напечатаны; рукописей стихов этого времени почти нет. В письме к И.С. Гагарину от 7/19 июля 1837 года Тютчев упоминает о том, что за несколько лет до того нечаянно сжег «целый ворох» своих стихов, «накопленный временем» (Ф.И. Тютчев, Стихотворения. Письма, Гослитиздат, М. 1957, стр. 376).
[5] В.Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. 4, изд-во ЛИ СССР, М. 1954, стр. 342.
[6] H.В. Гоголь, Полное собрание сочинений, т. 8, изд-во АН СССР, М. 1952, стр. 386.
[7] А. Фет, Мои воспоминания, ч. 1, М. 1890, стр. 134.
[8] «Литературное наследство», т. 19– 21, М. 1935, стр. 182.
[9] Там же.
[10] M.П. Погодин, Воспоминание о Ф.И. Тютчеве. – «Московские ведомости», 1873, № 190 (29 июля).
[11] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, М. 1886, стр. 47, 296.
[12] Ф.И. Тютчев, Стихотворения. Письма, стр. 428.
[13] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. 48.
[14] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. 46.
[15] Письмо к Д.Ф. Тютчевой от 8/20 сентября 1864 года. – В кн.: Ф.И. Тютчев, Стихотворения. Письма, стр. 446.
[16] «Литературное наследство», т. 19– 21, стр. 184.
[17] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчев, стр. 25.
[18] Ф.Т. (Ф.Ф. Тютчев), Федор Иванович Тютчев (Материалы к его биографии). – «Исторический вестник», 1903, № 7, стр. 197.
[19] В.А. Жуковский, Дневники, СПб. 1903, стр. 430.
[20«Academia», M.– Л. 1933, стр. 51– 52.
[21] Е.П. Казанович, Из мюнхенских встреч Ф.И. Тютчева. – «Урания. Тютчевский альманах», изд-во «Прибой», Л. 1928, стр. 132.
[22] H.A. Некрасов, Полное собрание сочинений и писем, т. 9, Гослитиздат, М. 1950, стр. 220, 205.
[23] И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Сочинения, т. 5, изд-во АН СССР, М– Л. 1963, стр. 423.
[24] M.П. Погодин, Воспоминание о Ф.И. Тютчеве.
[25] Ф.Т., Федор Иванович Тютчев, стр. 200.
[26] К. Пигарев, Жизнь и творчество Тютчева, изд-во АН СССР, М. 1962, стр. 146.
[27] Там же, стр. 147.
[28] Г.И. Чулков, Последняя любовь Тютчева, изд. М. и С. Сабашниковых, М. 1928, стр. 56– 57.
[29] Там же, стр. 47– 48.
[30] Там же, стр. 53.
[31] «Старина и новизна», кн. 21, Пг. 1916, стр. 219.
[32] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. 41, 298.
[33] Цитируется по вступительной статье Е.П. Казанович к книге «Ф.И. Тютчев в своих письмах к Е.К. Богдановой и С.П. Фролову» (изд. АН СССР, Л. 192С, стр. 3).
[34] Г.И. Чулков, Последняя любовь Тютчева, стр. G9.
[35] И.П. Барсуков, Жизнь и труды М.П. Погодина, кн. 1, СПб. 1888, стр. 194.
[36] И.П. Барсуков, Жизнь и труды М.П. Погодина, кн. 1, стр. 310.
[37] Д.Д. Благой, Ф.И. Тютчев. – В кн.: Ф. Тютчев, Стихотворения, изд-во «Советский писатель», Л. 1953, стр. 24.
[38] О переводах Тютчева конца 20-х – начала 30-х годов (из Гейне, Гюго, Беранже, Цедлица) «в плане определения политических симпатий Тютчева» говорится в содержательной статье И.В. Петровой «Некоторые вопросы мировоззрения Ф.И. Тютчева» («Ученые записки Магнитогорского гос. педагогического института», вып. 1, 1960, стр. 68–129).
[39] Ф.И. Тютчев, Полное собрание сочинений, СПб. 1913, стр. 292.
[40] Там же, стр. 312.
[41] Там же, стр. 295.
[42
[43] «Литературное наследство», т. 19– 21, стр. 198.
[44] Ф.И. Тютчев, Стихотворения. Письма, стр. 418.
[45] Ф.И. Тютчев, Полное собрание сочинений, стр. 329.
[46] Ф.И. Тютчев, Стихотворения. Письма, стр. 457– 458.
[47] Там же, стр. 458– 459.
[48] «Старина и новизна», кн. 22, Пг. 1917, стр. 253.
[49] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. 54.
[50] Там же, стр. 75– 76.
[51] Там же, стр. 56– 57.
[52] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. G5.
[53] Там же, стр. 47– 48.
[54] «Старина и новизна», кн. 18, СПб. 1914, стр. 37.
[55] Там же, кн. 21, стр. 226.
[56] Там же, кн. 22, стр. 235.
[57] «Старина и новизна», кн 22, стр. 275.
[58] Письмо к И.С. Аксакову от 7/19 мая 1871 года. – «Литературное наследство», т. 31–32, М. 1937, стр. 763.
[59] И.С. Аксаков, Биография Федора Ивановича Тютчева, стр. 76.
[60] «Старина и новизна», кн. 21, стр. 164.
[61] Там же, кн. 18, стр. 17.
[62] И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Сочинения, т. 5, стр. 426.
[63] Шеллинг, Философские исследования о сущности человеческой свободы, СПб. 1908, стр. 57.
[64«Человек не более, как самая слабая тростинка в природе, но это – тростника мыслящая».
[65] Обращение при рытье колодцев к «водоискателям», то есть лицам, способным определять местонахождение грунтовых вод, зарегистрировано у различных народов.
[66] О повторениях, «дублетах», параллелях в творчестве Тютчева см. в статье Л.В. Пумпянского «Поэзия Ф.И. Тютчева» в сборнике «Урания. Тютчевский альманах».
[67] И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Письма, т. 10, М.– Л. 1965, стр. 143.
[68] «Литературное наследство», т. 37– 38, М. 1939, стр. 469.
[69] «Старина и новизна», кн. 22, стр. 236.
[70] Н.А. Добролюбов, Собрание сочинений, т. 6, Гослитиздат, М.– Л. 1963, стр. 137.
[71] Д. Благой. Жизнь и творчество Тютчева. – В кн.: Ф.И. Тютчев, Полное собрание стихотворений, т. 1, изд-во «Academia». M– Л. 1933, стр. 43 33.
[72] Культ «Великой матери» (Magna mater) – древний синкретический культ, распространенный среди всех средиземноморских народов. В нем слились культы греческих Реи и Геи-Деметры, малоазиатской Кибелы, египетской Изиды и др. С конца III века до пашей эры культ «Великой матери» стал официальным культом Римского государства. «Великая матерь» – это богиня жизненных сил земли, производящее божество, олицетворение живой природы. Культу «Великой матери» придавал особенное значение Шеллинг в своих попытках построить прагматическую историю мифологии.
[73 посвященная этой проблеме, перечислена во вступительной заметке к «Примечаниям» к книге: Ф.И. Тютчев, Полное собрание стихотворений. Подготовка текста и примечания К.В. Пигарева, изд-во «Советский писатель», Л. 1957, стр. 331. См, также: К.В. Пигарев. Стихотворения Тютчева в «Библиотеке поэта». – В кн.: «Издание классической литературы. Из опыта «Библиотеки поэта»», изд-во «Искусство», М. 1963, стр. 109–197.
[74] Несогласие с моими мыслями о ритме этого стихотворения высказал Я.О. Зунделович. Он считает, что тут не только нет установки на приглушенность звука, но, напротив, благодаря «так называемой ломке метра» «образ молчания стал, так сказать, звучнее» и что ритмический диссонанс соответствует «тому образно-смысловому диссонансу, которым пронизано все стихотворение: противопоставлению взыскуемой поэтом внутренней тишины и молчания наружному шуму, внешних дневных лучей – сиянию таинственно-волшебных дум в душевной глубине» (Я. Зунделович, Стихотворение Тютчева «Silentium!» (Из опытов о тютчевской поэзии). – «Труды Самаркандского гос. университета им. Алишера Навои», Новая серия, вып. 123, ч. II, 1903, стр. 147). Надо было бы, однако, доказать, что «образ молчания» способен и должен быть «звучнее» и что исключительный по резкости перебой стихотворного размера может восприниматься как ритмическая иллюстрация тематического противопоставления. Поэзия Тютчева, как я пытался доказать, вообще поэзия контрастов, – но подобного способа выявления контраста в других стихах нет. Главное же – это то, что без «приглушения» нет возможности воспринять строки этого стихотворения как сопоставимые, в едином ритме. Вот что надо было бы опровергнуть прежде всего при несогласии с моей трактовкой, но на эту сторону дела Я.О. Зунделович не обратил внимания. Это весьма типично для нашего литературоведения. Ритм стараются прямо связать с темой посредством метафор («звучность», «диссонанс»), не интересуясь ритмической спецификой.
[75] Б. Эйхенбаум, Мелодика русского лирического стиха,– В кн.: Б. Эйхенбaум, О поэзии, изд-во «Советский писатель», Л. 1969, стр. 395, 396.
[76] Определить это время точнее трудно, поскольку, как сказало выше, стихов данного периода сохранилось мало.
[77] Исследование стилей и направлений русской поэзии начала XIX века в связи с генезисом и эволюцией творчества Пушкина является одним из наиболее выдающихся достижений советского литературоведения. Здесь особенно значительны труды Ю.Н. Тынянова, Б.В. Томашевского, Г.А. Гуковского, В.В. Виноградова, Л.Я. Гинзбург. Об отношении Пушкина к поэзии Тютчева см.: Ю.Н. Тынянов, Пушкин и Тютчев (в кн.: Ю.Н. Тынянов, Архаисты и новаторы, изд-во «Прибой», Л. 1929, стр. 330–366); Н.В. Королева, Тютчев и Пушкин («Пушкин. Исследования и материалы», т. 4, изд-во АН СССР, М.– Л., 1962, стр. 183– 207).
[78] Ю. Тынянов, Архаисты и новаторы, стр. 367–385. О связи поэзии Тютчева с державинской см. также в упомянутой выше статье Л.В. Пумпянского.
[79 Гиппиуса «Ф.И. Тютчев» (В кн.: Ф.И. Тютчев, Полное собрание стихотворений, изд-во «Советский писатель», Л. 1939; см. стр. 19–20); однако вряд ли возможно согласиться с автором в том, что «Тютчев как художник эволюционировал очень значительно».
[80] Г.А. Гуковский, Некрасов и Тютчев (К постановке проблемы). – «Научный бюллетень Ленинградского гос. университета», № 16–17, Л. 1947, стр. 52–53.
[81] Б.О. Корман в статье «Некрасов и Тютчев (Заметки)» («Некрасовский сборник», т. III, изд-во АН СССР, М.– Л. 1960, стр. 208–222) ограничивает утверждения Г.А. Гуковского. Признавая, что «наличие драматизации в любовной лирике обоих поэтов несомненно, а производимое на этом основании сближение их лирики – совершенно правомерно» (стр. 208), Б.О. Корман считает, что «у лирической героини Некрасова появились биография и характер, осмысливаемые в бытовом и социальном плане» (стр. 210), в то время как «героини Тютчева вообще не являются характерами» (стр. 215); трагическое у Тютчева не показано ни как социальное, ни как конфликт, поскольку «у Тютчева не герои противостоят друг другу, а им противостоит грозная роковая сила» (стр. 213).
«Лирика Н.А. Некрасова», Воронеж, 1964, стр. 299–315) представляется мне плодотворной, но выводы слишком прямолинейными. Так, рок в «денисьевском цикле» – не абстрактное понятие; он воплощен в достаточно «социальном» образе толпы:
...Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.–
да и в образе героя цикла, о котором героиня говорит:
...Он жизнь мою бесчеловечно губит, Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.
А эти ее оценки и дальнейшие ее слова о своих переживаниях:
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя, Увлечена, в душе уязвлена, Я стражду, не живу... им, им одним живу я – Но эта жизнь!.. о, как горька она! –
[82] А. Григорьев, И.С. Тургенев и его деятельность. – В кн.: А. Григорьев, Литературная критика, изд-во «Художественная литература», М.: 1967, стр. 246–247.
[83] Б.М. Эйхенбаум отмечает особую роль поэзии Тютчева в создании «Анны Карениной»: «Трактовка страсти как стихийной силы, как «поединка рокового», и образ женщины, гибнущей в этом поединке, – эти основные мотивы «Анны Карениной» подготовлены лирикой Тютчева (...). Стихотворение «О, как убийственно мы любим...» звучит как лирический комментарий к «Анне Карениной» или, вернее, как эпиграф к ней (...). Дело тут, конечно, не в тематической близости самой по себе, а в философско-лирическом углублении и расширении любовной темы как «буйной слепоты страстей». Здесь художественный источник той лирической (а не только психологической) глубины, которая придана образу Анны и которой до Толстого не знала русская проза» (Б. Эйхенбаум, Лев Толстой. Семидесятые годы, изд-во «Советский писатель», Л. 1960, стр. 213– 214).
[84] И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Письма, т. 3, М.– Л. 1961, стр. 254–255. О личных отношениях, взаимной оценке и творческой близости Тютчева и Тургенева см. в обстоятельной статье А. Лаврецкого «Тургенев и Тютчев» и сборнике «Творческий путь Тургенева», изд-во «Сеятель», Пг. 1923.
[85] Свод отзывов Л. Толстого о Тютчеве – в статье Д.Д. Благого «Читатель Тютчева – Лев Толстой» в сборнике «Урания. Тютчевский альманах».
[86«Искусство», 1929, № 5– 6, стр. 46.
[87] А. Фет, Мои воспоминания, ч. 2, М. 1890, стр. 3.
[88] Фет поместил статью «О стихотворениях Ф. Тютчева» и журнале «Русское слово», 1859, кн. 2.
[89] П.А. Добролюбов, Собрание сочинений, т. 5, М.– Л. 1962, стр. 28.
[90] Вл. Соловьев, Поэзия Ф.И. Тютчева. – Цитируется по сборнику П. Перцова «Философские течения русской поэзии», изд. 2-е, СПб. 1899, стр. 187.
[91«Тютчев в поэтической культуре русского символизма» («Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР», т. 3, № 2, 1930, стр. 465–549, в которой излагаются взгляды символистов на Тютчева и подробно анализируются отзвуки Тютчева в стихах символистов.
[92] П.Н. Лепешинский, На повороте, 4-е изд., Госполитиздат, М. 1955, стр. 112.
[93] В. Бонч-Бруевич, Ленин о художественной литературе. – «Тридцать дней», 1934, № 1, стр. 15.
[94] Вл. Бонч-Бруевич, Ленин о книгах и писателях. Из воспоминаний. – В кн.: «В.И. Ленин о литературе и искусстве», 4-е изд., изд-во «Художественная литература», М. 1969, стр. 704.
[95] И.С. Тургенев, Полное собрание сочинений и писем. Сочинения, т. 5, стр. 426.