• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1920"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Записки о Западной литературе
    Входимость: 10. Размер: 45кб.
    2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Георгий Маслов.
    Входимость: 6. Размер: 22кб.
    3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Иллюстрации
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    4. Муратова О. В.: Н. И. Тютчев — создатель Мурановского музея
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    5. Долгополова С. А., Тархов А. Е.: История тютчевского мемориального собрания (Мураново)
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    6. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Литературное сегодня.
    Входимость: 4. Размер: 81кб.
    7. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Вопрос о Тютчеве
    Входимость: 4. Размер: 57кб.
    8. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Тютчев и Гейне. Комментарии
    Входимость: 4. Размер: 48кб.
    9. Бочаров С.: Тютчевская историософия - Россия, Европа и Революция
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    10. Долгополова С. А., Тархов А. Е.: Прижизненная иконография Тютчева
    Входимость: 3. Размер: 92кб.
    11. Михайлова Н. М.: Родовой архив Тютчевых в Муранове
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    12. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Предисловие.
    Входимость: 3. Размер: 33кб.
    13. Указатель имен (Письма Тютчева 1860-1873)
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    14. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Сокращение штатов
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    15. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Литературный факт
    Входимость: 3. Размер: 93кб.
    16. Благой Д. Д.: Тютчев в музыке. 3. "Весенние воды" Рахманинова и "Бессонница" Метнера
    Входимость: 3. Размер: 57кб.
    17. История усадьбы Мураново
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    18. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. «Серапионовы братья». Альманах I.
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    19. Коробко М.: Усадьба Знаменское-Садки - по новым архивным материалам
    Входимость: 2. Размер: 64кб.
    20. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Промежуток.
    Входимость: 2. Размер: 119кб.
    21. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. О пародии.
    Входимость: 2. Размер: 107кб.
    22. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Ода как ораторский жанр
    Входимость: 2. Размер: 122кб.
    23. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. О литературной эволюции
    Входимость: 2. Размер: 84кб.
    24. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Мнимый Пушкин
    Входимость: 2. Размер: 79кб.
    25. Королева Н. В.: Тютчев и Пушкин
    Входимость: 2. Размер: 97кб.
    26. Благой Д. Д.: Тютчев в музыке. 1. Исторический обзор
    Входимость: 2. Размер: 68кб.
    27. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Предисловие к книге "Проблема стиховой семантики"
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    28. Пигарев К. В.: Жизнь и творчество Тютчева. Глава шестая. Как создавал Тютчев свои стихи
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    29. Осповат А. Л.: Вступительная статья (Тютчев в Мюнхене - письма Гагарина И. С.)
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    30. Кожинов В.В.: Пророк в своем отечестве. Глава 8. Крымская катастрофа
    Входимость: 1. Размер: 80кб.
    31. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Достоевский и Гоголь.
    Входимость: 1. Размер: 117кб.
    32. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. «Аргивяне», неизданная трагедия Кюхельбекера
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    33. Пигарев К. В.: Жизнь и творчество Тютчева. Заключение
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    34. Кожинов В.В.: Пророк в своем отечестве. Глава 5. Тютчев и Пушкин
    Входимость: 1. Размер: 154кб.
    35. Пигарев К.В.: Поэтическое наследие Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    36. Указатель имен (Письма Тютчева 1820-1849)
    Входимость: 1. Размер: 97кб.
    37. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Кино-слово-музыка
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    38. Кожинов В.В.: Пророк в своем отечестве. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    39. Смирнова-Россет А. О.: Из "Автобиографических записок"
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    40. "Этот уголок земли обожаем... " (Мураново в письмах Э. Ф. Тютчевой)
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    41. Гудзий Н. К.: Тютчев в поэтической культуре русского символизма. Глава VIII
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    42. Указатель имен (письма Тютчева 1850-1859)
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    43. Чулков Г. И.: Тютчев и Аксаков в борьбе с цензурою
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    44. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Тютчев и Гейне (сокращенно)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    45. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Стиховые формы Некрасова.
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    46. Тютчев Ф. И. (Энциклопедический словарь. 2009)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    47. Козырев Б. М.: Письма о Тютчеве. Из второго письма
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    48. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. О сценарии
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    49. Тынянов Юрий Николаевич: Тютчев и Гейне (сокращенно)
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    50. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Заключение
    Входимость: 1. Размер: 14кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Записки о Западной литературе
    Входимость: 10. Размер: 45кб.
    Часть текста: нет большего удовольствия, как писать о цветах, то я и пишу о Западе. Второе затруднение: как писать. Вопрос о стиле — немаловажный вопрос. И славянофилы, и западники, и Герцен, и... «Аполлон», и мы сами — стали ведь крайне несовременны 1 . Время идет так быстро, что самым современным литератором может оказаться, пожалуй, Карамзин. Помните его Европу: «Мне казалось, что слезы мои льются от живой любви к Самой Любви и что мне должно смыть некоторые черные пятна в книге жизни моей». И еще: «Какие места! Какие места! Отъехав от Базеля версты две, я выскочил из кареты, упал на цветущий берег зеленого Рейна и готов был в восторге целовать землю» 2 . А все-таки ведь и Карамзин устарел. Если мы, пожалуй, и заплачем и даже захотим смыть некоторые черные пятна в книге жизни своей, то скакать из кареты ведь не станем, и решительно уже подождем целовать землю. Единственный действительно современный автор о Западе это — увы, неизвестный наш современник, автор «Журнала путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697 — 99 гг.». «В Амстердаме видел в доме собраны золотые и серебряные и всякие руды; и как родятся алмазы, изумруд и коральки, и всякие каменья; золото течет из земли от великого жару, и всякие морские вещи видел. Младенца видел женского пола, полутора года, мохната всего сплошь и толста гораздо, лице поперек полторы четверти <...> Видел у доктора анатомию: кости, жилы, мозг человеческий, телеса младенческие и как зачнется во чреве и родится. <...> Видел стекло...
    2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Георгий Маслов.
    Входимость: 6. Размер: 22кб.
    Часть текста: останется в тени, потому что Георгий Маслов умер в 1920 году на больничной койке, в Красноярске, не достигши и двадцати пяти лет. Умирал он тяжело, сыпным тифом, но перед смертью еще выправлял свою поэму «Аврора» 1 . Я помню Маслова по Пушкинскому семинарию Петербургского университета [1]. Здесь он сразу и безмерно полюбил Пушкина, и хотя занимался по преимуществу изучением пушкинского стиха, но, казалось, и жил только Пушкиным, и недалек был от чувственного обмана: увидеть на площади или у набережной его самого. Дельвиг и Баратынский тоже стали для него ощутимы до физического чувства их стихов. Маслов жил почти реально в Петербурге 20-х годов. Он был провинциалом, но вне Петербурга он немыслим, он настоящий петербургский поэт. Вскоре мы услышали его собственные, не всегда ровные, но уже строгие стихи. Стихи его стали появляться в печати (журнал «Богема», сборник «Арион», хрестоматия 3. Гиппиус «88 стихотворений» и др.) 3 . В годы революции Маслов очутился в Сибири. В тяжелые дни походной жизни он, должно быть, утешал себя воспоминанием о житье Дениса Давыдова и славил Солдатский отдых краткий, Солдатскую любовь 4 . Возврат к Пушкину был в нем и органичен и сознателен. В одном послании он говорит: <...> я не верю нашей критике И модных не терплю стихов, Люблю старинные пиитики, Где царство нимф и пастухов. Этот возврат к стилю Пушкина, Баратынского, Дельвига заметною струею проявился тогда в литературе (Б. Садовской, Ю. Верховский) 5 . Он был плодотворен;...
    3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Иллюстрации
    Входимость: 4. Размер: 37кб.
    Часть текста: тем самым подчеркивают и связь рисунков с текстом, их иллюстративность. Рисунок должен быть рассматриваем, очевидно, не сам по себе, он что-то должен дополнить в произведении, чем-то обогатить, в чем-то конкретизировать его. Так, рядом со стихотворением Фета «Купальщица» нам предстоит «Купальщица» Конашевича. Слишком очевидно, что стихотворение Фета здесь не повод к созданию рисунка Конашевича (как таковой он может быть интересен только при изучении творчества художника), что стихотворение Фета здесь истолковано художником. Это-то истолкование и представляет сомнительную ценность. Конкретность произведения словесного искусства не соответствует его конкретности в плане живописи. Вернее, специфическая конкретность поэзии прямо противоположна живописной конкретности: чем живее, ощутимее поэтическое слово, тем менее оно переводимо на план живописи. Конкретность поэтического слова не в зрительном образе, стоящем за ним, — эта сторона в слове крайне разорвана и смутна (Т. Мейер) 3 , она — в своеобразном процессе изменения значения слова, которое делает его живым и новым. Основной прием конкретизации слова — сравнение, метафора — бессмыслен для живописи. Самый конкретный — до иллюзий — писатель, Гоголь, менее всего поддается переводу на живопись. «Гоголевские тины», воплощенные и навязываемые при чтении (русскому читателю — с детства), — пошлость, ибо вся сила этих героев в том, что динамика слов, жестов, действий не обведена у Гоголя плотной массой....
    4. Муратова О. В.: Н. И. Тютчев — создатель Мурановского музея
    Входимость: 4. Размер: 11кб.
    Часть текста: искусства и старины, созданной по непосредственному указанию В. И. Ленина, и принял участие в организации первых пролетарских музеев. Понимая общенародное значение Муранова, Николай Иванович и его мать — О. Н. Тютчева (рожд. Путята) — решили передать его государству. По их просьбе осенью 1918 г. усадьба была взята на учет Музейным отделом Наркомпроса. Дом был опечатан и поставлен под охрану двух сторожей из местных крестьян. 10 декабря 1919 г. было вынесено решение об открытии в Муранове Музея имени Ф. И. Тютчева, а в начале 1920 г. Николай Иванович и Т. Г. Трапезников, заведующий музеями-усадьбами Музейного отдела Наркомпроса, сняли печати с дверей мурановского дома с тем, чтобы вскоре распахнуть их перед будущими посетителями. Был определен штат музея: заведующий — К. И. Барташевич (в прошлом — юрист), два сторожа и уборщица из местных крестьян. Николай Иванович передал музею бо́льшую часть своей коллекции: мебель, картины, фарфор и другие предметы, связанные с памятью Ф. И. Тютчева, И. С. Аксакова и Н. В. Сушкова. Он...
    5. Долгополова С. А., Тархов А. Е.: История тютчевского мемориального собрания (Мураново)
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    Часть текста: мемориального собрания (Мураново) ИСТОРИЯ ТЮТЧЕВСКОГО МЕМОРИАЛЬНОГО СОБРАНИЯ Статья С. А.  Долгополовой и А. Е.  Тархова 1* В 1874 г., через год после смерти Ф. И. Тютчева, в подмосковную усадьбу Мураново были привезены вещи поэта. С тех пор в течение нескольких десятилетий усадебный дом пополнялся тютчевскими реликвиями. Но дом этот стал не просто местом хранения рукописей и вещей: присутствие в нем меморий поэта придало мурановской жизни столь явственное «тютчевское направление», определившее характер культурной деятельности нескольких поколений обитателей усадьбы, что мурановский дом по праву стал и «домом Тютчева». Вероятно, это оказалось возможным еще и потому, что вещи поэта попали в усадьбу, уже имевшую характер «литературного гнезда». Начало «литературной истории» Муранова связано с семьей Энгельгардтов. 30 октября 1816 г. это имение, принадлежавшее надворному советнику А. Г. Черевину (и сменившее до него многих владельцев), было приобретено Екатериной Петровной Энгельгардт (177 ... —1821), женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта ...
    6. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Литературное сегодня.
    Входимость: 4. Размер: 81кб.
    Часть текста: который читает 1 . Читатель сейчас отличается именно тем, что он не читает. Он злорадно подходит к каждой новой книге и спрашивает: а что же дальше? А когда ему дают это «дальше», он утверждает, что это уже было. В результате этой читательской чехарды из игры выбыл издатель. Он издает Тарзана, сына Тарзана, жену Тарзана, вола его и осла его — и с помощью Эренбурга уже наполовину уверил читателя, что Тарзан это и есть, собственно, русская литература 2 . Писатель тоже сбился с ног — он чувствует «нужное» и «должное», он создает это нужное и должное, и сразу же оказывается, что это не нужно и не должно, а нужно что-то другое. Он создает другое — и опять, оказывается, не нужно. Замешались и самые литературные группировки — под одной крышей сидят литературно разные писатели. Так, теперь очевидно, что «Серапионовы братья» могут быть названы разве только «Серапионовыми кузенами», а такая группировка, как пролетарские писатели, нуждается в литературной перегруппировке. Впрочем, эти крыши, по-видимому, только полезны; под ними ведется тихая литературная война — и литературно враждебные пласты тем лучше обтачивают друг друга, чем теснее жмутся друг к другу. На большой литературной дороге идут случайные схватки, здесь же идет систематическая тихая борьба — и взаимообучение. В этой тесноте могут завязаться нужные узлы. (Только бы они оказались нужными.) 2 Нужным и должным казался и кажется...
    7. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Вопрос о Тютчеве
    Входимость: 4. Размер: 57кб.
    Часть текста: и почти не стоят труда) ; затем можно их скомпоновать в философскую систему, и в результате получится «космическое сознание Тютчева», быть может, недаром иногда имеющее своим вторым заглавием: «чудесные вымыслы» 3 . Это тем более как будто оправданно, что и впрямь стихи Тютчева являются как бы ответами на совершенно реальные философские и политические вопросы эпохи. Тогда стихотворение «Безумие», например, явилось бы вполне точным ответом на один из частных вопросов романтической философии: может ли быть дано мистическое познание природы не только во сне, но и в безумии (Тик, Шубарт, Кернер и др.) и т. д. и т. д. Но уже Ив. Аксаков протестовал против этого простого оперирования «тютчевской мыслью»: «У него не то что мыслящая поэзия, — а поэтическая мысль <...> От этого внешняя художественная форма не является у него надетою на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом, сотворена вместе и одновременно, одним процессом: это сама плоть мысли» 4 . Здесь хотя и не особенно убедителен термин «внешняя художественная форма» и образ «кожа на теле», но очень убедителен отрицаемый подход к «мысли» и «стиху» как к руке и перчатке 5 . Философская и политическая мысль должны быть здесь осознаны как...
    8. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Тютчев и Гейне. Комментарии
    Входимость: 4. Размер: 48кб.
    Часть текста: Датировку эту, однако, должно оспорить. Уже в письме к С. А. Венгерову от 11 августа 1918 г. Тынянов предлагает в качестве дипломного сочинения работу «Тютчев и Гейне (история встречи и поэтич[еского] взаимодействия)» (ИРЛИ. ф. С. А. Венгерова). В незаконченной статье 1919 г. «О пародии» видны следы внимательного анализа поэтики Гейне (см. прим. к статьям «Достоевский и Гоголь» и «О пародии»). В обоих ранних списках своих неопубликованных работ — от 25 и 27 декабря 1920 г. Тынянов уже называет «исследование „Тютчев и Гейне”». Рукопись монографии вполне подтверждает эти указания. Сохранившиеся черновики некоторых разделов I главы написаны еще по старой орфографии; меж тем в беловой текст они вошли целиком, лишь с небольшой стилистической правкой; один из таких разделов (9-й) был включен в текст более поздний даже непереписанным. Биографические разделы, таким образом, восходят к 1917 — 1919 гг., а судя по почерку черновиков, и к более раннему времени. Вспоминая о знакомстве с Тыняновым в 1913 г., Ю. Г. Оксман сообщает, что он уже в то время изучал биографию Гейне (архив Ю. Г. Оксмана). К университетским годам относится и большое количество выписок и конспектов литературы по немецкому романтизму и биографии Гейне (ЦГАЛИ, АК). Но и другие главы были написаны гораздо ранее 1922 г. В фонде К. И. Чуковского (ГБЛ, ф. 620) хранится отчет Литературного отдела Дома искусств за 1921 г., в котором значатся два доклада Тынянова: «Гейне в России» и «Блок и Гейне» [а] , отражавшие, как позволяет судить тема первого и опубликованный текст второго, содержание II и. IV глав монографии. Косвенным подтверждением нашей датировки является то, что в монографии не отражены важные для Тынянова...
    9. Бочаров С.: Тютчевская историософия - Россия, Европа и Революция
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    Часть текста: Публицистические произведения. [Составление, перевод, подготовка текста, комментарии Б. Н. Тарасова.] М., Издательский центр “Классика”, 2003, 528 стр., с ил. “Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества” (144 1 ). Это было написано Тютчевым в 1848-м, в год европейских революций. Статья “Россия и Революция” была написана по-французски и напечатана по-французски в Париже; в России по-русски она смогла появиться только четверть века спустя, в год смерти Тютчева; затем, в советской России, она, как и вся политическая проза Тютчева, не перепечатывалась, понятно, ни разу (и это при множестве разных изданий поэта в то же советское время); время для тютчевской публицистики пришло в перестройку, и вот наконец событие — 3-й том собрания сочинений, где она впервые собрана вся (вся, известная нам сегодня) в оригинале и в новых...
    10. Долгополова С. А., Тархов А. Е.: Прижизненная иконография Тютчева
    Входимость: 3. Размер: 92кб.
    Часть текста: ТЮТЧЕВА Вводная статья и аннотированное описание С. А.  Долгополовой и А. Е.  Тархова Современники оставили довольно много словесных портретов Тютчева, и почти все они построены на противопоставлении «внутреннего» и «внешнего» человека. В 1854 г. дочь поэта Анна писала сестре Дарье: «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей ... » 1 . В некрологе, составленном кн. В. П. Мещерским и отредактированном Ф. М. Достоевским, возник тот же дуализм духовного и вещественного: «Небольшого роста, с походкою небрежною, переваливающеюся, он внешним образом как будто выражал внутреннего человека: в этой внешней личности было что-то похожее на небрежность ко всему, что не было духовно, а было вещественно; самое его тело словно казалось ему тягостью, которую он осужден влачить ... » 2 . В своей биографии поэта И. С. Аксаков закрепляет это противопоставление; в аксаковском портрете Тютчева, ставшем каноническим, соседствуют физическая немощь и «духа мощного господство» (по выражению А. А. Фета 3 ): «Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный, необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокою думой; с рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах, — хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной, неугомонной мысли» 4 . Как же отобразился облик поэта в его...