• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1990"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Лейбов Р.: Тютчев и Жуковский. Поэзия утраты
    Входимость: 9. Размер: 42кб.
    2. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Список цитируемой литературы
    Входимость: 9. Размер: 27кб.
    3. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву". От потомков
    Входимость: 8. Размер: 152кб.
    4. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Глава I. Проблема лирического жанра Тютчева. Рецепция и прагматика. § 5. Признаки тютчевского "лирического фрагмента". Текст и контекст. Проблема интертекстуальных связей
    Входимость: 6. Размер: 43кб.
    5. Соболев Л. И.: Поэтический мир Тютчева (программа)
    Входимость: 6. Размер: 40кб.
    6. Рогов К.: Вариации "Московского текста" - к истории взаимоотношений Ф. И. Тютчева и М. П. Погодина
    Входимость: 5. Размер: 89кб.
    7. Коробко М.: Усадьба Знаменское-Садки - по новым архивным материалам
    Входимость: 5. Размер: 64кб.
    8. Рогов К.: Вариации "Московского текста". К истории отношений Ф. И. Тютчева и М. П. Погодина
    Входимость: 5. Размер: 89кб.
    9. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Глава II. Стихотворения Тютчева 1860–70-х гг. Контекстуальный анализ. § 2. Незамеченный цикл Тютчева
    Входимость: 5. Размер: 37кб.
    10. Виницкий И. Ю.: Поэтический миф Тютчева
    Входимость: 4. Размер: 62кб.
    11. Лейбов Р. Г.: Телеграф в поэтическом мире Тютчева - тема и жанр
    Входимость: 4. Размер: 33кб.
    12. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Глава I. Проблема лирического жанра Тютчева. Рецепция и прагматика. § 1. Тыняновское определение жанра. Историографический обзор
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    13. Осповат А., Ронен О.: Камень веры (Тютчев, Гоголь и Мандельштам)
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    14. Лейбов Р. Г.: Воспоминания о воспоминаниях в Царском Селе - два пейзажа Тютчева
    Входимость: 3. Размер: 35кб.
    15. Кац Б.: Мадригал или разыскание в музыкальной эстетике? К истолкованию стихотворения Тютчева "Ю. Ф. Абазе"
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    16. Шмонина М. С.: Функция тютчевских реминисценций в лирике В. С. Соловьева
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    17. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Глава II. Стихотворения Тютчева 1860–70-х гг. Контекстуальный анализ. § 3. Тютчев и Жуковский. Поэзия утраты
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    18. Козлик И.: Некоторые вопросы дальнейшего изучения лирики Ф. И. Тютчева
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    19. Юнггрен А.: Поэзия Тютчева на фоне салонной речи
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    20. Примечания (Россия и Запад)
    Входимость: 2. Размер: 199кб.
    21. Бройтман С. Н.: О чем ты воешь, ветр ночной?..
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    22. Динесман Т. Г.: Ф. И. Тютчев. Страницы биографии. К истории дипломатической карьеры. Условные сокращения
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    23. Неклюдова М.: К французским источникам стихотворения "14 декабря 1825"
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    24. Маслов Б. П.: Порождение стихотворного текста и проблема огласовки (на материале поэзии Ф. Тютчева)
    Входимость: 2. Размер: 103кб.
    25. Шмонина М. С.: "Тютчевский" пласт в лирике Вл. Соловьева
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    26. Домащенко А. В.: Поэтическое творчество как мышление именами
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    27. Гаспаров М. Л.: Композиция пейзажа у Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    28. Условные сокращения (публицистика Тютчева)
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    29. Киселева Л.: Спецкурс Ю. М. Лотмана о Тютчеве в тартуском университете
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    30. Соловьев В. С.: Поэзия Ф. И. Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    31. Балакин А.: Первый том академического Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    32. Безродный Ю.: Заметка краеведа
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    33. Летопись жизни и творчества Тютчева. 1852 г.
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    34. Бочаров С.: Тютчевская историософия - Россия, Европа и Революция
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    35. Кублановский Ю.: Тютчев в "Литературном наследстве"
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    36. Примечания (Записка)
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    37. Гуревич А. М.: Тютчев Ф. И. ("Русские писатели". Биобиблиографический словарь)
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    38. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Глава I. Проблема лирического жанра Тютчева. Рецепция и прагматика. § 2. Публикация в "Современнике" (1836) как факт рецепции тютчевского жанра
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    39. Евдокимов П. П.: К истории болезни Ф. И. Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    40. Орлова О. А.: Ф. И. Тютчев. "О чем ты воешь, ветр ночной?.. ". Опыт анализа
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    41. Тарасов Б. Н.: Тютчевская историософия - Бог, человек и история, Россия, Европа, революция
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    42. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву". От потомков-земляков
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    43. * * * ("Великий день Карамзина... ")
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    44. Примечания (Россия и Революция)
    Входимость: 1. Размер: 94кб.
    45. Летопись жизни и творчества Тютчева. 1803 - 1819 гг.
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    46. Тютчев в воспоминаниях, письмах современников и документах
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    47. Толстогузов П. Н.: Тютчев – переводчик Carm. III 29 Горация
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    48. Экштут С. А.: Тютчев. Тайный советник и камергер. Тайный советник и камергер. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    49. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Глава II. Стихотворения Тютчева 1860–70-х гг. Контекстуальный анализ. § 4. "Дагмарина неделя". Очерк контекстов одного стихотворения Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    50. Воложин С.: Тютчев и… модернисты, мнимые и настоящие. Глава 4. Сплошная ложь Эпштейна
    Входимость: 1. Размер: 102кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Лейбов Р.: Тютчев и Жуковский. Поэзия утраты
    Входимость: 9. Размер: 42кб.
    Часть текста: различных аспекта рассмотрения, тесно связанных между собой, но различающихся по задачам и методам анализа. Трудность разведения этих аспектов в исследовании не освобождает от необходимости обозначить специфику каждого из них. Во-первых, это биографический аспект - история взаимоотношений поэтов, личное знакомство которых состоялось, очевидно, еще в 1817 году в Москве, в доме родителей Тютчева и продолжалось до смерти Жуковского. Несмотря на то, что встречи двух поэтов в 20-30-е гг. крайне редки, можно говорить об объединяющем их московском культурном пространстве , связанном с именами А. Тургенева и Киреевских-Елагиных [Осповат, 15-16]. Другой ракурс этого же аспекта - взаимоотношения литераторов (как такое определение ни малоприменимо по отношению к Тютчеву) - связан, прежде всего, с пушкинским «Современником» и историей публикации там тютчевских «Стихотворений, присланных из Германии». Во-вторых, существует историко-типологический аспект темы. При таком повороте темы лирическое наследие обоих поэтов рассматривается в контексте литературных направлений, течений и школ. При этом исследователь оперирует такими понятиями, как...
    2. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Список цитируемой литературы
    Входимость: 9. Размер: 27кб.
    Часть текста: Детство. Царствования Александра II и Александра III (1849–1894). Берлин, 1923. Вяземский  — Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского. 1863–1877. СПб., 1896. Т. XII. Грот — Плетнев (1, 2, 3)  — Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым. СПб., 1896. Т. 1–3. Дружинин (6, 7)  — Собр. соч. Дружинина. СПб., 1865. Тт. 6–7. Егоров  — А. Егоров (Конспаров). Страницы из прожитого. 1. Воспоминания семейные личные, служебные, общественные и проч. 1842–1882. Одесса, 1913. Жуковский  — Полное собрание сочинений В. А. Жуковского: В 12 т. СПб., 1902. Зейдлиц  — К. К. Зейдлиц. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. СПб., 1889. Из бумаг…  — Из бумаг графа М. Н. Муравьева. СПб., 1898. Из собрания…  — Из собрания автографов Императорской публичной библиотеки. Письма и записки к Н. И. Гнедичу. Письма князя Вяземского. СПб., 1898. Иллюстр. оп.  — Иллюстрированное описание торжеств бракосочетания Государя Наследника Цесаревича и Государыни Цесаревны. <СПб., 1867; ценз. разр. 8.02.1867.> Катков...
    3. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву". От потомков
    Входимость: 8. Размер: 152кб.
    Часть текста: стоны и крики, тонкости и наивности, не уступающие никаким увлекающимся и заливающимся в своем пении поэтам. Непоэтического, прозы, у него нет в стихах, и всю свою поэзию он даёт нам в виде настоящего, чистого золота, каким она явилась у него в душе. Он был человек глубокого образования и тонкого вкуса, и это отразилось и на содержании и на форме его стихов. Кто возьмет его, как он есть, тот испытает самое полное наслаждение, какое может дать поэтическое творчество. 1886 Страхов Николай Николаевич (1828-1896) - публицист, литературный критик; член-корр. Петерб. АН (1889). Из статьи «Вместо предисловия». - «Аксаков», с. 4. Петр ЧАЙКОВСКИЙ <…> Стих: «нежней мы любим и суеверней» («Последняя любовь» - стихотворение Ф. И. Тютчева. - В. Д.) служит превосходнейшим доказательством того, что и русский стих способен к тому чередованию двух- и трёхдольного ритма, которое так пленяет меня... 1888 Чайковский Пётр Ильич (1840-1893) - композитор. Из письма к К. К. Романову от 21.09.1888 г. - Чайковский П. И. Т. 14. Литературные произведения и переписка. - М., 1974, с. 540. М. БОРОДКИН Имеется у нас «самобытный глубокий мыслитель, своеобразный истинный художник-поэт, один из малого числа носителей и даже двигателей нашего русского народного самосознания». Как поэт, он должен стоять очень близко к солнцу нашей поэзии - Пушкину; как мыслитель - возле отцов славянофильства - Хомякова, Киреевских, Аксаковых, так как он высоко ценил душу русского народа. Он прекрасный представитель нашей национальности, с широким европейским образованием, с редким остроумием. Имя ему Федор Иванович Тютчев. Он далеко не пользуется у нас тою популярностью, которую он заслуживает, как поэт и как мыслитель. <…> По вкусам и привычкам этот «европеец высшей пробы» заслушивался пенья средиземных волн и пламенел любовью к России! Он проявил редкий...
    4. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Глава I. Проблема лирического жанра Тютчева. Рецепция и прагматика. § 5. Признаки тютчевского "лирического фрагмента". Текст и контекст. Проблема интертекстуальных связей
    Входимость: 6. Размер: 43кб.
    Часть текста: все стихотворение является одним сложным образом)» [Тынянов 1977, 43]. Действительно, средний объем текста в подборке 3–4 томов — 14. 83 стиха (учитывая отмеченные отточиями стихи в «Не то, что мните вы, природа…»), при том, что средний объем стихотворений других авторов, опубликованных в 4-х томах пушкинского «Современника» — 25. 95 (без учета включенных в статью Пушкина «Фракийских элегий» Теплякова, драматических произведений и «Родословной моего героя», с учетом двух обозначенных точками стихов в «Полководце»). Второй признак, о котором упоминает Тынянов, специфическая конструкция открытых зачинов тютчевских стихотворений (Тынянов приводит примеры, где в абсолютном начале текста стоит союз «и»). К этому можно добавить зачины, открывающиеся синтаксически двусмысленным словом «как» (его неопределенность в позиции абсолютного начала, как отметил Ю. М. Лотман, резко возрастает). К средствам создания семантической двусмысленности Тынянов относит зачины с личными местоимениями в первом стихе (например, в позднем «Весь день она лежала в забытьи…» — о колебаниях значений местоимений у Тютчева см. [Лотман 1982]). Очевидно, сама неозаглавленность тютчевских текстов сигнализирует об открытости их зачинов. 15 из...
    5. Соболев Л. И.: Поэтический мир Тютчева (программа)
    Входимость: 6. Размер: 40кб.
    Часть текста: <...> искать в его биографии, биографии знаменитого острослова, тонкого мыслителя, разгадки всей его лирики, но здесь-то и встречают нас знаменитые формулы: «тайна Тютчева» и «великий незнакомец»” (Тынянов 1977. С. 38). Ещё категоричнее высказался Н. Я. Берковский: “Биографический метод бессилен перед лирикой Тютчева. Биографический метод притязает на объяснение, и к тому же исчерпывающее, всего, что сотворил поэт. В отношении Тютчева загадкой, предметом, требующим особого толкования, становится сама биография — так мало соизмерима она с содержанием и характером его лирической поэзии. Биограф должен проделать обратный путь — не от биографии к поэзии, но от поэзии к биографии, указанное поэзией он должен искать и разыскивать в самой личности поэта, причём это задача нелёгкая: поэзия ставит вопросы, а биография едва в силах на них ответить” (Берковский. С. 9). Изучение биографии писателя должно быть осмысленным: как строит наш поэт свою жизнь, свою биографию, легенду о себе? В чём смысл тех или иных подробностей его биографии? Предваряя публикацию двух текстов Петра Борисовича Козловского, оказавшего значительное влияние на молодого Тютчева, В. А. Мильчина и А. Л. Осповат пишут: “... оба они принадлежали к одному и тому же достаточно редкому человеческому типу. Речь идёт прежде всего о сочетании вызывающей независимости (и потому обособленности) духовного существования и столь же демонстративной неупорядоченности социального и бытового поведения <...> И для Тютчева (но главным образом в молодости), и для Козловского характерны последовательный адогматизм, санкционировавший разно- и противоречивость высказываний на любые, в том числе и самые...
    6. Рогов К.: Вариации "Московского текста" - к истории взаимоотношений Ф. И. Тютчева и М. П. Погодина
    Входимость: 5. Размер: 89кб.
    Часть текста: «Дневника» о Тютчеве явились одним из немногих прямых источников его ранней биографии [см., например, Чулков , Пигарев ]. Дополненные несколькими записками Тютчева к Погодину того же времени [ Благой ] и некоторыми новыми выписками из «Дневника» [ Королева ], они составляют картину приятельских отношений двух университетских студентов и той интеллектуальной атмосферы, которой они причастны, позволяя уловить некоторые черты формирующейся литературной позиции юного Тютчева. В известной мере итоговой выглядит подборка свидетельств из дневников и воспоминаний Погодина, составившая целый раздел тютчевского тома «Литературного наследства» [ ЛН. С. 7-29], и все же тему «Погодин и Тютчев» нельзя считать исчерпанной ни в источниковедческом, ни в концептуальном плане. Прежде всего следует остановиться на самом начале этих отношений. Первая запись о посещении Тютчева в с. Троицком датирована у Погодина 9 августа 1820 г. [ ЛН. С. 10]. Встрече этой предшествовала записка Тютчева к Погодину от 8 августа, свидетельствующая, что еще в июле в Москве меж ними было условлено...
    7. Коробко М.: Усадьба Знаменское-Садки - по новым архивным материалам
    Входимость: 5. Размер: 64кб.
    Часть текста: до сих пор не ощущается частью современного индустриального города, как благодаря своей огромной территории, так и соседству с лесным массивом зоны отдыха. От автобусной остановки «Зона отдыха «Битца», расположенной на Московской кольцевой автодороге, кратчайший путь в усадьбу идет по грунтованной дорожке через бывшее поле. Только ближе к лесу в самой зоне отдыха под ногами появляется привычный асфальт. Сама зона отдыха, названа по начинающейся на территории Москвы речке Битце, на которой находятся два живописных пруда. Участок Битцы между зоной отдыха и усадьбой в настоящее время имеет статус памятника природы. По речке - Старой и Новой Битцами назывались деревни, до крестьянской реформы входившие в состав имения Знаменское-Садки, однако они находились не здесь, а территория зоны отдыха вместе с прудами - часть бывших земель, в т. ч. церковных соседнего Ясенева, отрезанных от него прокладкой кольцевой автодороги. Аллея, соединявшая Ясенево со Знаменским, частично сохранилась только по другую сторону...
    8. Рогов К.: Вариации "Московского текста". К истории отношений Ф. И. Тютчева и М. П. Погодина
    Входимость: 5. Размер: 89кб.
    Часть текста: отношений двух университетских студентов и той интеллектуальной атмосферы, которой они причастны, позволяя уловить некоторые черты формирующейся литературной позиции юного Тютчева. В известной мере итоговой выглядит подборка свидетельств из дневников и воспоминаний Погодина, составившая целый раздел тютчевского тома «Литературного наследства» [ ЛН. С. 7-29], и все же тему «Погодин и Тютчев» нельзя считать исчерпанной ни в источниковедческом, ни в концептуальном плане. Прежде всего следует остановиться на самом начале этих отношений. Первая запись о посещении Тютчева в с. Троицком датирована у Погодина 9 августа 1820 г. [ ЛН. С. 10]. Встрече этой предшествовала записка Тютчева к Погодину от 8 августа, свидетельствующая, что еще в июле в Москве меж ними было условлено воспользоваться близостью Троицкого и Знаменского, где в подмосковной Трубецких проводил лето Погодин [ Благой. С. 386]. К сожалению, свой дневник под названием «Моя жизнь» Погодин начал лишь 18 июля 1820, однако практически нет сомнений, что 6 июля он присутствовал на ежегодном торжественном университетском акте, где, как известно, читались стихи Тютчева «Урания». Чтение это, по всей видимости, окружено было соответствующей аурой и воспринималось «университетскими» как событие примечательное и незаурядное: Тютчеву протежировал кумир Погодина и московских студентов-словесников А. Ф. Мерзляков, представлявший его ранние опыты в ОЛРС, а произнесение «Урании» на торжественном акте заменяло традиционные стихотворные похвалы университету и наукам самого Мерзлякова, неизменно звучавшие на актах прошлых лет. В связи с этим привлекает внимание запись Погодина от 26 июля, которую, на наш взгляд, и следует считать первым упоминанием о Тютчеве в его дневнике:   26. Разобрал свои книги, был у Ширая, разбирал с ним ...
    9. Лейбов Р.: "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст. Глава II. Стихотворения Тютчева 1860–70-х гг. Контекстуальный анализ. § 2. Незамеченный цикл Тютчева
    Входимость: 5. Размер: 37кб.
    Часть текста: фактором» тютчевской поэтики [Тынянов 1977, 43], и, во-вторых, целостность поэтического мира, «впечатление небывалой насыщенности раствора, тяжкой, полновесной густоты, оставляемое чтением Тютчева» ([Пумпянский, 11]; cм. также: [Чернышева]) — провоцируют связывание текстов Тютчева в читательской и исследовательской рецепции в своеобразные «квазициклы»: от элементарных тематических дублетов до всего корпуса лирики. В последнем случае отдельные тексты рассматриваются как реализация некоего языка [Лотман 1990] или архисюжета [Левин 1990] (см. об этом в § 1–2 первой части работы). Отмеченное тяготение исследователей к построению инвариантной модели мира лирики Тютчева совершенно закономерно (помимо двух итоговых работ, названных выше, см. также: [Зунделович]; [Бухштаб]); однако употребление термина «цикл» применительно к той или иной группе текстов Тютчева чаще всего является навязыванием материалу жанровых ожиданий читателя ХХ века 32 , способным породить литературоведческие недоразумения 33 . Учитывая знакомство Тютчева с лирическими циклами и сборниками Гейне, отказ от циклизации показателен и связан с дилетантской позицией Тютчева. Сказанное касается и выражения...
    10. Виницкий И. Ю.: Поэтический миф Тютчева
    Входимость: 4. Размер: 62кб.
    Часть текста: “Людмила”), биографический (пребывание Ф. И. Тютчева в Вёве на берегу Женевского озера в 1859 г.) и историко-мифологический (руссоистский локальный миф) подтексты стихотворения Тютчева “Грустный вид и грустный час...” (1859). The présent article studies the literary (Vasiliy Zhukovskiy’s famous ballad “Lyudmila”), biographical (Tyutchev’s stay in Vevey on the banks of Lake Léman in 1859), and mythological (the local myth created by Rousseau) subtexts of Fyodor Tyutchev’s short poem “It is a sad view and a sad hour...” (1859). Грустный вид и грустный час — Дальний путь торопит нас... Вот, как призрак гробовой, Месяц встал и из тумана Осветил безлюдный край...           Путь далек — не унывай... Ах, и в этот самый час, Там, где нет теперь уж нас, Тот же месяц, но живой, Дышит в зеркале Лемана... Чудный вид и чудный край —       Путь далек — не вспоминай... Стихотворение “Грустный вид и грустный час...” — первое в тютчевском диптихе “На возвратном пути”, написанном осенью 1859 г. по дороге из Кенигсберга в Петербург1, — сравнительно редко привлекало к себе внимание исследователей. Как правило, о нем вспоминали в связи с постоянной в творчестве Тютчева темой “противоположения железного севера, железной зимы, полюса — блаженному югу, теплому южному Эдему” [1, с. 14]. «Это противопоставление не только погоды и сезона, — писал Б. Я. Бухштаб, — но именно края; Север —...