• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1925"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. О литературной эволюции
    Входимость: 13. Размер: 84кб.
    2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Литературное сегодня.
    Входимость: 9. Размер: 81кб.
    3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Мнимый Пушкин
    Входимость: 7. Размер: 79кб.
    4. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Достоевский и Гоголь.
    Входимость: 5. Размер: 117кб.
    5. Долгополова С. А., Тархов А. Е.: История тютчевского мемориального собрания (Мураново)
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    6. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Промежуток.
    Входимость: 4. Размер: 119кб.
    7. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Ода как ораторский жанр
    Входимость: 3. Размер: 122кб.
    8. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Записки о Западной литературе
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    9. Осповат А.: Элементы политической мифологии Тютчева (Комментарий к статье 1844 г.)
    Входимость: 3. Размер: 84кб.
    10. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Журнал, критик,читатель, писатель.
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    11. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Литературный факт
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    12. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Сокращение штатов
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    13. Гудзий Н. К.: Тютчев в поэтической культуре русского символизма. Глава VII
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    14. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Стиховые формы Некрасова.
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    15. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Предисловие к книге "Проблема стиховой семантики"
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    16. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. «Аргивяне», неизданная трагедия Кюхельбекера
    Входимость: 2. Размер: 109кб.
    17. Указатель имен (Письма Тютчева 1860-1873)
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    18. Деханов В.Г.: "Венок Тютчеву". От потомков-земляков
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    19. Примечания к стихам. Том 2. (Часть 1)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    20. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Об основах кино.
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    21. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. «Петроград». Литературный альманах, I.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    22. Летопись жизни и творчества Тютчева. 1830 - 1831 гг.
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    23. Пигарев К. В.: Жизнь и творчество Тютчева. Глава первая. Детство и юность. Пункт 2
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    24. Пигарев К. В.: Жизнь и творчество Тютчева. Глава вторая. В Мюнхене и Турине. Пункт 4
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    25. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. О сценарии
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    26. Козырев Б. М.: Письма о Тютчеве. Из второго письма
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    27. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Тютчев и Гейне. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    28. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. О композиции "Евгения Онегина"
    Входимость: 1. Размер: 93кб.
    29. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Предисловие к книге "Архаисты и новаторы"
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    30. Мережковский Д. С.: Две тайны русской поэзии (Некрасов и Тютчев). Тайна Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    31. Благой Д. Д.: Тютчев в музыке. 1. Исторический обзор
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    32. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. О фэксах
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    33. Бройтман С. Н.: О чем ты воешь, ветр ночной?..
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    34. * * * ("На камень жизни роковой")
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    35. Тютчев Н. И., Чулков Г. И.: Мураново
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    36. Козлик И.В.: В поэтическом мире Ф.И. Тютчева. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    37. Долгополова С. А., Тархов А. Е.: Прижизненная иконография Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 92кб.
    38. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. «Серапионовы братья». Альманах I.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    39. Муратова О. В.: Н. И. Тютчев — создатель Мурановского музея
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    40. Кожинов В.В.: Пророк в своем отечестве. Глава 5. Тютчев и Пушкин
    Входимость: 1. Размер: 154кб.
    41. Примечания к стихам. Том 1. (Часть 5)
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    42. * * * ("Слезы людские, о слезы людские")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    43. Эйдельман Н. Я.: Послесловие (Тютчев и восстание декабристов)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    44. Полянская М.: Федор Тютчев - "Какие последние политические известия?"
    Входимость: 1. Размер: 85кб.
    45. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Кино-слово-музыка
    Входимость: 1. Размер: 14кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. О литературной эволюции
    Входимость: 13. Размер: 84кб.
    Часть текста: литературной эволюции БОРИСУ ЭЙХЕНБАУМУ О ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 1. Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции — вопросом о генезисе литературных явлений. С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряд, — а им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, — и самым литературным рядом. Построение же замкнутого литературного ряда и рассмотрение эволюции внутри его наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполноту. Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид «истории генералов». Слепой отпор «истории генералов» вызвал в свою очередь интерес к изучению массовой литературы, но без ясного...
    2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Литературное сегодня.
    Входимость: 9. Размер: 81кб.
    Часть текста: он чувствует «нужное» и «должное», он создает это нужное и должное, и сразу же оказывается, что это не нужно и не должно, а нужно что-то другое. Он создает другое — и опять, оказывается, не нужно. Замешались и самые литературные группировки — под одной крышей сидят литературно разные писатели. Так, теперь очевидно, что «Серапионовы братья» могут быть названы разве только «Серапионовыми кузенами», а такая группировка, как пролетарские писатели, нуждается в литературной перегруппировке. Впрочем, эти крыши, по-видимому, только полезны; под ними ведется тихая литературная война — и литературно враждебные пласты тем лучше обтачивают друг друга, чем теснее жмутся друг к другу. На большой литературной дороге идут случайные схватки, здесь же идет систематическая тихая борьба — и взаимообучение. В этой тесноте могут завязаться нужные узлы. (Только бы они оказались нужными.) 2 Нужным и должным казался и кажется роман. Здесь вопрос сложный, один из центральных вопросов. Дело в том, что исчезло ощущение жанра. «Рассказ», «повесть» (расплывчатое определение малой формы) больше не ощущается как жанр....
    3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Мнимый Пушкин
    Входимость: 7. Размер: 79кб.
    Часть текста: апологетом анархической свободы 3 , то назавтра мы принимаем его с тою же готовностью в качестве апостола принуждения 4 ; в сущности, в теме «Гераклит и Пушкин» 5 — Пушкин кратковременный и невзыскательный гость; он погостит очень недолго в этом соседстве, чтобы завтра занять другое, столь же законное место возле другого философа, будь то Платон или Фихте. Пушкин ничего от этих соседств не приобретет и не потеряет, так же, вероятно, как и его соседи, достаточно привыкшие к неожиданностям. Это ясно, кажется, в настоящее время для всех. Гораздо важнее, что формула эта находит прочную жизнь в недрах самой литературной науки. Рядом с наукою о литературе незаметно и постепенно выросла «наука о Пушкине». Это не пышный термин, не чисто словесная замена уродливых «пушкиноведения», «пушкиноведства» и совершенно невозможного «пушкинизма», а слегка, может быть, наивное констатирование факта 6 . Изучение Пушкина, сначала количественно, а потом незаметно и качественно как-то вышло за пределы науки о литературе и в лучшем случае соглашается с нею считаться. Между тем как бы высока ни была ценность Пушкина, ее все же незачем считать исключительной. Незачем смотреть на всю предшествующую литературу как на подготовляющую Пушкина (и в значительной мере им отмененную), а на всю последующую как на продолжающую его (или борющуюся с ним) 7 . Этот наивный телеологизм ведет к полному смещению исторического зрения: вся литература под знаком...
    4. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Достоевский и Гоголь.
    Входимость: 5. Размер: 117кб.
    Часть текста: Пушкина своим родоначальником; явно не считаясь с фактами, уже указанными к тому времени критикой, он утверждает, что «плеяда» 60-х годов вышла именно из Пушкина [1]. Между тем современники охотно усмотрели в нем прямого преемника Гоголя. Некрасов говорит Белинскому о «новом Гоголе» 2 , Белинский называет Гоголя «отцом Достоевского» 3 , даже до сидящего в Калуге Ив. Аксакова донеслась весть о «новом Гоголе» 4 . Требовалась смена, а смену мыслили как прямую, «линейную» преемственность. Лишь отдельные голоса говорили о борьбе. (Плетнев: «гоняется за Гоголем»; «хотел уничтожить Гоголевы «Записки сумасшедшего» — «Двойником»») 5 . И только в 80-х годах Страхов решился заговорить о том, что Достоевский с самого начала его деятельности давал «поправку Гоголя» 6 . Открыто о борьбе Достоевского с Гоголем заговорил уже Розанов 7 ; но всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба, разрушение старого целого и новая стройка старых элементов. 2 Достоевский явно отправляется от Гоголя, он это подчеркивает. В «Бедных людях» названа «Шинель», в «Господине Прохарчине» говорят о сюжете «Носа» («Ты, ты, ты глуп! — бормотал Семен Иванович. — Нос отъедят, сам с хлебом съешь, не заметишь...» [I, 255]). Гоголевская традиция отражается неравномерно в его первых произведениях. «Двойник» несравненно ближе к Гоголю, чем «Бедные люди», «Хозяйка» — чем «Двойник» 8 . В особенности эта неравномерность видна на «Хозяйке», произведении, написанном уже после «Бедных людей», «Двойника», «Господина...
    5. Долгополова С. А., Тархов А. Е.: История тютчевского мемориального собрания (Мураново)
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    Часть текста: мемориального собрания (Мураново) ИСТОРИЯ ТЮТЧЕВСКОГО МЕМОРИАЛЬНОГО СОБРАНИЯ Статья С. А.  Долгополовой и А. Е.  Тархова 1* В 1874 г., через год после смерти Ф. И. Тютчева, в подмосковную усадьбу Мураново были привезены вещи поэта. С тех пор в течение нескольких десятилетий усадебный дом пополнялся тютчевскими реликвиями. Но дом этот стал не просто местом хранения рукописей и вещей: присутствие в нем меморий поэта придало мурановской жизни столь явственное «тютчевское направление», определившее характер культурной деятельности нескольких поколений обитателей усадьбы, что мурановский дом по праву стал и «домом Тютчева». Вероятно, это оказалось возможным еще и потому, что вещи поэта попали в усадьбу, уже имевшую характер «литературного гнезда». Начало «литературной истории» Муранова связано с семьей Энгельгардтов. 30 октября 1816 г. это имение, принадлежавшее надворному советнику А. Г. Черевину (и сменившее до него многих владельцев), было приобретено Екатериной Петровной Энгельгардт (177 ... —1821), женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта (1766—1836) 1 . В 1826 г. он начал...
    6. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Промежуток.
    Входимость: 4. Размер: 119кб.
    Часть текста: отступает, все мы даже почему-то радовались этому (очень уж приелись вечера поэтов), но, собственно, в чем дело, что из этой победы выйдет и куда это окончательно отступит поэзия, — так как-то ближайшим образом и не представляли. Теперь — поэзия «отступила» окончательно, и дело оказывается не очень простым. Факт остается фактом: проза победила. Старый читатель, когда в его руки попадал журнал или альманах, бросался сначала на стихи и, только уж несколько осовев, пробегал прозу. Читатель недавней формации тщательно обходит стихи, как слишком постаревших товарищей, и бросается па прозу. Вместо поэтесс появились прозаиссы. (Совсем недавно читатель начал как-то обходить и стихи и прозу. Это еще робкий, еще не признающийся в этом читатель; тем не менее он едва ли не самый любопытный — он непосредственно идет к хронике, рецензии, полемике — к тем журнальным задворкам, из которых вырисовывается новый тип журнала.) 4 . Итак, у нас «расцвет прозы». Это положение, так сказать, установленное, и я даже не собираюсь его оспаривать. Написать рассказ не хуже Льва Толстого, по соображениям критики, теперь нетрудно. И правда, прозаическая продукция растет, поэтическая падает. У прозаиков и поэтов часы идут по-разному. Время стихов не определяется теперь днем их появления; время прозы определяется авансом. А между тем отношения побежденных и...
    7. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Ода как ораторский жанр
    Входимость: 3. Размер: 122кб.
    Часть текста: Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Ода как ораторский жанр ОДА КАК ОРАТОРСКИЙ ЖАНР Среди многозначных терминов, входящих в состав определений литературного произведения, особое внимание привлекает понятие установки. Что такое установка в каком-либо литературном произведении, жанре, направлении? Уже нельзя более говорить о произведении как о «совокупности» известных сторон его: сюжета, стиля и т. д. Эти абстракции давно отошли: сюжет, стиль и т. д. находятся во взаимодействии, таком же взаимодействии и соотнесенности, как ритм и семантика в стихе. Произведение представляется системой соотнесенных между собою факторов. Соотнесенность каждого фактора с другими есть его функция по отношению ко всей системе 1 . Совершенно ясно, что каждая литературная система образуется не мирным взаимодействием всех факторов, но главенством, выдвинутостью одного (или группы), функционально подчиняющего и окрашивающего остальные. Такой фактор носит уже привившееся в русской научной литературе название доминанты (Христиансен. Б. Эйхенбаум) 2 . Это не значит, однако, что подчиненные факторы неважны и их можно оставить без внимания. Напротив, этой подчиненностью, этим преображением всех факторов со стороны главного и сказывается действие главного фактора, доминанты. Совершенно также ясно, что отдельного произведения в литературе не существует, что отдельное произведение входит в систему литературы, соотносится с нею по жанру и стилю (дифференцируясь внутри системы), что имеется функция произведения в литературной системе...
    8. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Записки о Западной литературе
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    Часть текста: «Какие места! Какие места! Отъехав от Базеля версты две, я выскочил из кареты, упал на цветущий берег зеленого Рейна и готов был в восторге целовать землю» 2 . А все-таки ведь и Карамзин устарел. Если мы, пожалуй, и заплачем и даже захотим смыть некоторые черные пятна в книге жизни своей, то скакать из кареты ведь не станем, и решительно уже подождем целовать землю. Единственный действительно современный автор о Западе это — увы, неизвестный наш современник, автор «Журнала путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697 — 99 гг.». «В Амстердаме видел в доме собраны золотые и серебряные и всякие руды; и как родятся алмазы, изумруд и коральки, и всякие каменья; золото течет из земли от великого жару, и всякие морские вещи видел. Младенца видел женского пола, полутора года, мохната всего сплошь и толста гораздо, лице поперек полторы четверти <...> Видел у доктора анатомию: кости, жилы, мозг человеческий, телеса младенческие и как зачнется во чреве и родится. <...> Видел стекло зажигательное, в малую четверть часа растопит ефимок. <...> Видел птицу превеликую, без крыл и перья нет, будто щетина. <...> Видел ворона, тремя языками говорит. <...> Видел морского зайца, у которого затылочная кость полторы сажени. Видел рыбу морскую и с крыльями, может везде летать» 3 . Прошу извинения за длинную выписку, а у нашего современника-путешественника за новую орфографию (он пишет еще «летать» через ять), но это — стиль, которым мне подобает писать о западной литературе, я его долго искал, еле нашел и рад, что нашел. Я буду писать обо всем этом. Я...
    9. Осповат А.: Элементы политической мифологии Тютчева (Комментарий к статье 1844 г.)
    Входимость: 3. Размер: 84кб.
    Часть текста: к политическому метатексту Тютчева - будь то аналитическая рефлексия по поводу его «геополитических» воззрений (см. [Цимбурский 1995: 86-98]) или более традиционные попытки определить место автора в истории панславизма (см. [Досталь 1989: 8-14; Джонг 1997: 55-69]). В то же время нельзя не заметить, что энергия интерпретаторов политических сочинений Тютчева подчас лишена существенного источника - корректного понимания отдельного текста. Именно в этих целях составлен нижеследующий комментарий к тютчевской статье 1844 г., дополняющий ее научную публикацию. Разумеется, предлагаемый опыт (как и любой в этом жанре) далек от завершенности. В частности, на данном этапе работы было решено отказаться от резюмирующей части: весь материал, за исключением последней подглавки, сгруппирован в соответствии с ходом авторского изложения. Датировка . Сведениями, относящимися к творческой истории, мы не располагаем. Из авторского примечания к начальной фразе, отсылающей к первому письму Тютчева доктору Кольбу (см. коммент. к абзацам [1-3]), следует, что работа над статьей началась после 21 марта 1844 г., и уже в конце апреля - начале мая брошюра была закончена тиснением (см. [Динесман 1999: 270]). Первое упоминание см. в письме А. И. Тургенева (из Шанрозе под Парижем) В. А. Жуковскому (во Франкфурт) от 7/19 мая 1844 г.: «Достань письмо, брошюру Тютчева, без имени, к Кольбу, редактору аугсб.<ургской> газеты <...>. Очень умно и хорошо писана. Я читал, но здесь нет. Только одно слово Кюстин, но вообще нападает на немцев, кои бранят Россию. <...> Тютчев доказывает, что союз Германии с Россией был и будет всегда благотворен для первой и что войска наши всегда готовы на ее защиту» [Азадовский, Осповат 1989а: 68]. Заголовок , абзацы [1-3] . Кольб Густав (1798-1865) - с 1837 г. редактор газеты 'Allgemeine Zeitung' (в оригинале ...
    10. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Журнал, критик,читатель, писатель.
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    Часть текста: особого рода. Если такой заинтересованности нет, рациональнее поэтам и прозаикам выпускать свои сборники, а критикам... Но тут-то и все дело: основная жизнь журнала всегда в критике и полемике. Критику некуда деться без журнала; а журнал без критики невозможен. Они оба крепко свинчены, и поэтому журнал старого типа как-то незаметно вызывает и критику старого типа. 2 В самом деле — критика у нас грозит превратиться, с одной: стороны, в «отдел рекомендуемых пособий» 1 , с другой — в «писательские разговоры о писателях». Критика типа «отдела рекомендуемых пособий» — очень принципиальная, очень воспитательная и моральная. У нее есть очень солидные, очень прочные предки — суховатое генеалогическое дерево. Эта критика направлена на читателя. Она хочет указать читателю, направить читателя, исправить его, воспитать — цель, разумеется, почтенная. Одна беда — эта критика, направленная на читателя, — не видит его. (Обращение к читателю осталось только в пародиях: «любезный читатель».) Читатель стал очень сложным, почти неуловимым. И критика, направленная на читателя, подменяет читателя: либо некоторым идеальным лицом — не человек, а как бы антропос, нуждающийся в воспитании, — либо первым попавшимся приятелем, а то и самим собою. И воспитательная критика то напоминает известные разговоры интеллигента с мужичком и взрослого с ребенком, то попросту приятельские разговоры. В результате получилось характерное явление: живой читатель махнул рукой на критику, читает, что хочет, а не то, что хотят критики, — и, в первую голову, не читает самих ...