• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "ARIA"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Mal'aria
    Входимость: 4. Размер: 3кб.
    2. Николаев А. А.: О неосуществленном замысле издания стихотворений Тютчева (1836—1837)
    Входимость: 3. Размер: 147кб.
    3. Толстогузов П. Н.: Лирика Ф. И. Тютчева - Поэтика жанра
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    4. Бухштаб Б.Я.: Тютчев. (Глава 4)
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    5. Юнггрен А.: Поэзия Тютчева на фоне салонной речи
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    6. Козырев Б. М.: Письма о Тютчеве. Из второго письма
    Входимость: 2. Размер: 68кб.
    7. Лотман Ю.: Спецкурс "Русская философская лирика. Творчество Тютчева" (неавторизованный конспект лекций)
    Входимость: 2. Размер: 104кб.
    8. Брюсов В. Я.: Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    9. Соболев Л. И.: Поэтический мир Тютчева (программа)
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    10. Козырев Б. М.: Письма о Тютчеве. Из четвертого и других писем
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    11. Козлик И.В.: В поэтическом мире Ф.И. Тютчева. Глава 2
    Входимость: 1. Размер: 93кб.
    12. Все стихотворения по алфавиту
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    13. Петрова И. В.: Мир, общество, человек в лирике Тютчева. Часть 4
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    14. Берковский Н. Я.: Ф. И. Тютчев
    Входимость: 1. Размер: 109кб.
    15. Толстогузов П. Н.: "Цицерон" Тютчева - идеологический контекст и поэтика учительного жанра
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    16. Тютчев Ф. И. - Вяземскому П. А., 9 июля 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    17. Гаспаров М. Л.: Композиция пейзажа у Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    18. Хронологический указатель стихотворений
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    19. Иртенина Наталья: "Меж зыбью и звездою" ("Две беспредельности" Ф. И. Тютчева)
    Входимость: 1. Размер: 123кб.
    20. Стихотворения, том 1. (Основные стихотворения). Ф.И.Тютчев. Лирика. В 2-х томах, 1966г.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    21. Пигарев К. В.: Жизнь и творчество Тютчева. Глава пятая. Мастер стихотворной формы. Пункт 2
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    22. Воложин С.: Тютчев и… модернисты, мнимые и настоящие. Глава 2. Правота и ошибки Брюсова
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    23. Биография (вариант 13)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    24. Примечания к стихам, том 1
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    25. Пигарев К. В.: Жизнь и творчество Тютчева. Глава четвертая. Лирик — мыслитель — художник. Пункт 6
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    26. Горнфельд А.: Тютчев Федор Иванович (Энциклопедический словарь Брокгауза. 1902)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    27. Брюсов В. Я.: О Тютчеве
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    28. Биография (вариант 14)
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    29. Мережковский Д. С.: Две тайны русской поэзии (Некрасов и Тютчев). Тайна Некрасова
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    30. Шмонина М. С.: "Тютчевский" пласт в лирике Вл. Соловьева
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    31. Летопись жизни и творчества Тютчева. 1830 - 1831 гг.
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    32. Пигарев К. В.: Жизнь и творчество Тютчева. Глава пятая. Мастер стихотворной формы. Пункт 4
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    33. Пумпянский Л. В.: Поэзия Ф. И. Тютчева
    Входимость: 1. Размер: 93кб.
    34. Козырев Б. М.: Письма о Тютчеве. Из третьего письма
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    35. Эйхенбаум Б. М.: Мелодика русского лирического стиха (фрагмент из главы "Пушкин, Тютчев, Лермонтов")
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    36. Un rêve
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Mal'aria
    Входимость: 4. Размер: 3кб.
    Часть текста: Mal'aria Люблю сей божий гнев! Люблю сие, незримо Во всем разлитое, таинственное Зло - В цветах, в источнике прозрачном,как стекло, И в радужных лучах, и в самом небе Рима. 5 Все та ж высокая, безоблачная твердь, Все так же грудь твоя легко и сладко дышит, Все тот же теплый ветр верхи дерев колышет, Все тот же запах роз, и это все есть Смерть!.. Как ведать, может быть, и есть в природе звуки, 10 Благоухания, цвета и голоса, Предвестники для нас последнего часа И усладители последней нашей муки. И ими-то Судеб посланник роковой, Когда сынов Земли из жизни вызывает, 15 Как тканью легкою свой образ прикрывает, Да утаит от них приход ужасный свой! * Mal'aria - Зараженный воздух (итал.). - Ред. Примечания Mal'aria Автографы (2) хранятся в ЦГАЛИ (505/13, лл. 5 и 3). Впервые напечатано в РА, 1879, вып. 5, стр. 131 и в "Новонайденных стихотворениях", стр. 31. Печатается по второму автографу. Датируется 1830 г. на основании пометы в автографе. Навеяно описанием окрестностей Рима в романе г-жи де Сталь "Corinne, ou l'Italie" ("Коринна, или Италия"): "Нездоровый воздух - бич обитателей Рима... Злокачественное влияние его не проявляется никакими внешними признаками: вы вдыхаете воздух, который кажется чистым и на самом деле очень приятен; земля цветуще и плодоносна; чудесная прохлада по вечерам освежает вас от жгучего зноя дня: а между тем все это - смерть. - Я люблю, - говорил Освальд Коринне, - эту опасность таинственную, незримую, опасность, скрытую под чарующей внешностью. Если смерть, как я убежден, есть только призыв к более счастливому существованию, то отчего бы запаху цветов, тени прекрасных деревьев, прохладному дыханью вечера не быть для нас вестниками этого блаженства?... У природы есть тайны, проникнуть в...
    2. Николаев А. А.: О неосуществленном замысле издания стихотворений Тютчева (1836—1837)
    Входимость: 3. Размер: 147кб.
    Часть текста: его конфидент в 1833—1835 гг. князь И. С. Гагарин 1 стал обладателем почти всех существовавших в то время автографов стихотворений Тютчева. В мае 1836 г., по просьбе Гагарина, Тютчев выслал ему из Мюнхена в Петербург все автографы своих стихов, которые были тогда в его руках 2 . Часть этих стихотворений Гагарин переписал собственноручно и в начале июня отдал эти копии Вяземскому, который показал их Жуковскому; в результате «решено было, — писал Гагарин Тютчеву 12/24 июня, — что пять или шесть стихотворений будут напечатаны в одной из книжек пушкинского журнала, т. е. появятся через три или четыре месяца, и что затем приложена будет забота к выпуску их в свет отдельной небольшой книжкой. Через день узнал о них и Пушкин» 3 . Свое письмо Гагарин заключил просьбой: «Поручите мне почетную миссию быть вашим издателем, пришлите мне еще что-нибудь и постарайтесь придумать подходящее название». 7/19 июля Тютчев ответил, что предоставляет свои стихи в полное распоряжение Гагарина; кроме того, он сообщил, что рукописи многих стихотворений отправил в свое время для публикации в Москву С. Е. Раичу, к которому советовал обратиться за ними 4 . Гагарин последовал этому совету и в первых числах ноября получил от Раича пакет со стихами Тютчева; к стихам были приложены опись их, составленная Раичем, и сопроводительное письмо Шевырева 5 . К этому времени началась публикация стихотворений Тютчева в «Современнике» (под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии»; подпись «Ф. Т.»). В октябре 1836 г. вышел третий том журнала, где было напечатано 16 стихотворений; еще восемь появилось в четвертом томе...
    3. Толстогузов П. Н.: Лирика Ф. И. Тютчева - Поэтика жанра
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    Часть текста: что язык описания в границах разных культурных эпох и стилей мог выглядеть по-разному. Натуралистически изображенная «тихая жизнь» барочных натюрмортов неотделима от ясных эмблематических истолкований почти каждого предмета. И в живописи, и в поэзии доромантической эпохи зрению обязательно сопутствует эмоция «удивления», которая сопряжена с идеей зрелища, т. е. с дидактическим моментом: «Так будем, будем равнодушно // Мы зрительми его (мира – П. Т.) чудес» (Державин, «Фонарь»). В идеальном пейзаже XVII – XVIII веков деревья на переднем плане выполняют роль «кулис», оформляющих ландшафтный вид как театральное зрелище. В сентиментальной и романтической лирике, где «живописность» связывается прежде всего с пейзажными мотивами, она трактуется иначе: как проекция внутреннего состояния лирического героя. Романтическая поэтика отличает такой «музыкальный» пейзаж от «оптического», для которого нужна позиция эпического отстранения [ 33 ]. Суггестивная пейзажная живопись Джона Констэбла и Камиля Коро создает индивидуальный, всегда волнующий своей...
    4. Бухштаб Б.Я.: Тютчев. (Глава 4)
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    Часть текста: излюбленные выражения, превращаясь в своего рода формулы. Мы уже встретились с такими настойчиво повторяемыми выражениями, как «всемирное молчанье», «звездная слава», встретимся еще с такими, как «пенье волн», «дальний гул» и др. Приводу еще несколько примеров: В краю безлюдном, безымянном, На незамеченной земле... («Русской женщине») Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный Был для души моей родимым краем... («Итак, опять увиделся я с вами...») Месяц встал – и из тумана Осветил безлюдный край... («На возвратном пути», I) Как жизни ключ, в душевной глубине Твой взор живет и будет жить во мне. («К. Н.») Пускай в душевной глубине Встают и захóдят оне... («Silentium!») В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья... («О, как убийственно мы любим...») Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье… («Последняя любовь») Прекрасный день его на Западе исчез, Полнеба...
    5. Юнггрен А.: Поэзия Тютчева на фоне салонной речи
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    Часть текста: совершенно невозможных ранее стилистических и конструктивных явлений <...> Эта фрагментарность сказывается и в том, что стихотворения Тютчева как бы «написаны на случай». Фрагмент узаконяет как бы вне-литературные моменты; «отрывок», «записка» - литературно не признаны, но зато и свободны. (Небрежность Тютчева литературна) 1 . Говоря об узаконении фрагментарности, Тынянов в первую очередь называет «смежные» письменные жанры - отрывок и записку. В связи с этим замечанием Тынянова напрашивается вопрос о том, не следует ли искать материал для сравнения и в «смежных рядах», относящихся к области устной речи. Это брошенное мимоходом замечание, периферийное в сюжете самой статьи, в первую очередь стремящейся связать творчество Тютчева с поэзией Державина и Раича, подводит к обширной и еще не вполне структурированной в виде отдельных вопросов сфере исследований, которую можно обозначить как проблему устной речи как одного из формирующих начал поэтики Тютчева. Сам Тынянов понимал...
    6. Козырев Б. М.: Письма о Тютчеве. Из второго письма
    Входимость: 2. Размер: 68кб.
    Часть текста: последнее. Не отказываясь от свидетельств иного рода — например, от писем Тютчева и высказываний его современников (насколько все это мне доступно), я считаю, что о нем и как о поэте, и как о личности надо судить в первую очередь по его стихам. Если они говорят одно, а биографические справки — другое, приоритет в смысле внутренней достоверности следует отдать стихам. Другими словами, говоря о личности Тютчева, я буду подразумевать его поэтическую личность, а не бытовую. Отсюда, однако, не следует, что речь пойдет о так называемом лирическом герое, о котором любит говорить современная критика. «Лирический герой» всегда есть свидетельство неподлинности, выдуманности, «литературы» в том дурном значении этого слова, какое придавал ему Верлен 24 . У Тютчева лирического героя нет и быть не может. В своих стихах он всегда сам *, и в этом отношении его поэзия — истинная (имея в виду антитезу верленовскому смыслу) «антилитература». То же, что называл я поэтической личностью Тютчева, есть просто наиболее подлинные глубины его сложной и противоречивой души, одновременно страстной и мучительно-совестливой, высокоинтеллектуальной и мистической. Итак, если попытаться свести к самым кратким положениям (которые я постараюсь иллюстрировать минимальным числом примеров) итоги моих...
    7. Лотман Ю.: Спецкурс "Русская философская лирика. Творчество Тютчева" (неавторизованный конспект лекций)
    Входимость: 2. Размер: 104кб.
    Часть текста: и любви, и философии, и природы. Поэзия Т. никогда не развивается в форме рассудочной, умозрительной мысли. 2-ой период - 30-е - 40-е годы. Т. продолжает оставаться поэтом мысли. Темы любви и природы актуальны по-прежнему, но в них вплетается что-то тревожное. Это тревожное начало с разными акцентами и окраской выражается, в частности, в стихотворениях о странничестве (например, «Из края в край, из града в град...») ** . 3-й период - 50-е - 60-е годы. Тревожные мотивы углубляются и перерастают в мрачное, безысходное восприятие жизни. Т. не заботился об издании своих сочинений. Первая большая группа его стихотворений была напечатана через посредство И. С. Гагарина в 1836-37 гг. в пушкинском «Современнике» - «Стихотворения, присланные из Германии». Вторая крупная публикация - в 1854 г. - была тоже связана с «Современником», подготовил ее И. С. Тургенев. Последнее прижизненное издание сборника - 1868 г. И опять Т. устраняется от подготовки издания, его готовил зять И. С. Аксаков. Тема природы Появляется она уже в 20-х гг....
    8. Брюсов В. Я.: Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    Часть текста: сочинений Ф. И. Тютчева, под ред. П. В. Быкова (Изд. А. Ф. Маркса, СПб., 1911). ( Прим. В. Брюсова. ) I Книжка в триста небольших стихотворений, из которых около трети переводных, четыре статьи да ряд писем, - вот все литературное наследие Тютчева. Но Фет, в своей надписи на сборнике стихов Тютчева, справедливо сказал столько раз после повторенные слова: Муза, правду соблюдая, Глядит, и на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа. К поэзии Тютчева можно подходить с трех разных точек зрения: можно обратить внимание на выраженные в ней мысли, можно постараться выявить ее философское содержание, можно, наконец, остановиться на ее чисто художественных достоинствах. Со всех трех точек зрения, поэзия Тютчева заслуживает величайшего внимания. Для Тютчева, как сказал еще И. С. Аксаков, "жить - значило мыслить". Не удивительно поэтому, что его стихи всегда полны мысли. В каждом его стихотворении чувствуется не только острый глаз и чуткий слух художника, но и ум мыслителя. В...
    9. Соболев Л. И.: Поэтический мир Тютчева (программа)
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    Часть текста: по творчеству любого писателя его биографию, ответственный учитель должен понимать, зачем он это делает. Биографический метод изучения творчества давно уже скомпрометировал себя — и только в школе ещё можно услышать утверждения вроде: “Достоевский рано столкнулся с бедностью, поэтому его герои — бедные люди”. Ю. Н. Тынянов писал в статье «Вопрос о Тютчеве» (1923): “Легко, конечно <...> искать в его биографии, биографии знаменитого острослова, тонкого мыслителя, разгадки всей его лирики, но здесь-то и встречают нас знаменитые формулы: «тайна Тютчева» и «великий незнакомец»” (Тынянов 1977. С. 38). Ещё категоричнее высказался Н. Я. Берковский: “Биографический метод бессилен перед лирикой Тютчева. Биографический метод притязает на объяснение, и к тому же исчерпывающее, всего, что сотворил поэт. В отношении Тютчева загадкой, предметом, требующим особого толкования, становится сама биография — так мало соизмерима она с содержанием и характером его лирической поэзии. Биограф должен проделать обратный путь — не от биографии к поэзии, но от поэзии к биографии, указанное поэзией он должен искать и разыскивать в самой личности поэта, причём это задача нелёгкая: поэзия ставит вопросы, а биография едва в силах на них ответить” (Берковский. С. 9). Изучение биографии писателя должно быть осмысленным: как строит наш поэт свою жизнь, свою биографию, легенду о себе? В чём смысл тех или иных подробностей его биографии? Предваряя публикацию двух текстов Петра Борисовича Козловского, оказавшего значительное влияние на молодого Тютчева, В. А. Мильчина и А. Л. Осповат пишут: “... оба они принадлежали к одному и тому же достаточно редкому человеческому типу. Речь идёт прежде всего о сочетании вызывающей независимости (и потому обособленности) духовного существования и столь же демонстративной неупорядоченности социального и бытового поведения ...
    10. Козырев Б. М.: Письма о Тютчеве. Из четвертого и других писем
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: вы сами переводите это французское заглавие (I, 148), хотя с равным правом ведь можно было бы перевести: «Непостоянный (или — непостоянное) как волна», — не правда ли? Но мы с вами ясно понимаем, что здесь годится только женский род — ибо «волна» представлена в стихотворении как ярко индивидуальное женское существо. Так вот — каков же был бы смысл этого заглавия (или эпиграфа, если угодно), если бы речь шла только о настоящей морской волне? Зачем в нем стояло бы «как»? «Как волна», это значит — не волна, а что-то другое, только подобное ей. Из текста же мы отчетливо чувствуем, что это другое — женщина. Мы видим ее «своенравный» характер — она то весела, то яростна; то шепчет слова ласки и любви, то буйно ропщет и стонет. И сразу мы вспоминаем письмо Тютчева Георгиевскому по поводу смерти Е. А. Денисьевой: «... Я помню, раз как-то в Бадене <...> она так мило, с такой любовью созналась, что так отрадно было бы для нее, если бы во главе этого издания стояло ее имя...» (NB. Это — «Тихий шепот, // Полный ласки и любви». — Б. К. ); «Я, не знаю почему, высказал ей какое-то несогласие <...> За этим последовала одна из тех сцен, слишком вам известных, которые все более и более подтачивали ее жизнь и довели нас — ее до Волкова поля...», «Сколько раз говорила она мне, что придет для меня время страшного, беспощадного, неумолимо-отчаянного раскаяния...» (NB. «Стоны вещие твои...» — Б. К. ); «Я, вероятно, полагал, что так как любовь ее была...