Поиск по творчеству и критике
Cлово "1977"
Входимость: 11. Размер: 89кб.
Входимость: 7. Размер: 27кб.
Входимость: 7. Размер: 152кб.
Входимость: 5. Размер: 40кб.
Входимость: 3. Размер: 42кб.
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Входимость: 3. Размер: 92кб.
Входимость: 3. Размер: 39кб.
Входимость: 3. Размер: 33кб.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Входимость: 2. Размер: 50кб.
Входимость: 2. Размер: 29кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Входимость: 2. Размер: 43кб.
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 117кб.
Входимость: 1. Размер: 33кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 69кб.
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 147кб.
Входимость: 1. Размер: 104кб.
Входимость: 1. Размер: 37кб.
Входимость: 1. Размер: 89кб.
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Входимость: 1. Размер: 95кб.
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 89кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 23кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 154кб.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 11. Размер: 89кб.
Часть текста: С.Пратт и др.) не носили целенаправленного характера, почему чаще всего они сводились, по сути, к указанию на отдельные аналогии, сходства, расхождения Тютчева с теми или иными поэтами его современниками. Причём строились эти исследования не по принципу «Тютчев во взаимосвязи...», а скорее по принципу «Тютчев и ...». Такой подход тоже, конечно, правомерен, но при нём возникает как бы два равноценные объекта изучения, делящих между собой поровну внимание исследователей. Между тем постоянный, целенаправленный учёт историко-литературного, общепоэтического окружения всегда необходим для объективного, всестороннего научного познания и собственно тютчевского наследия, поскольку только в соотношении с этим контекстом творчество поэта обретает своё конкретно-историческое содержание и значение. Глава I. Литературные взгляды Ф.И.Тютчева 1. Этой теме посвящена отдельная глава в книге В.H.Касаткиной «Поэтическое мировоззрение Ф.И.Тютчева»(Саратов, 1969), а также статья: Prus K. Świadomość estetyczna Fiodora Tiutczewa // Prace Humanistyczne. – Rzeszów, 1985. – Nr. 25. – S.175-192. Частично она затрагивается также в общих исследованиях о поэте (см.: Бухштаб Б.Я . Русские поэты: (Тютчев, Фет, Козьма Прутков, Добролюбов). – Л., 1970. – С.71; Кожинов В.В. О «тютчевской» школе в русской лирике (1830-1860-е годы) // К истории русского романтизма. – М., 1973. – С.379;...
Входимость: 7. Размер: 27кб.
Часть текста: Гр. С. Ю. Витте. Воспоминания: Детство. Царствования Александра II и Александра III (1849–1894). Берлин, 1923. Вяземский — Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского. 1863–1877. СПб., 1896. Т. XII. Грот — Плетнев (1, 2, 3) — Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым. СПб., 1896. Т. 1–3. Дружинин (6, 7) — Собр. соч. Дружинина. СПб., 1865. Тт. 6–7. Егоров — А. Егоров (Конспаров). Страницы из прожитого. 1. Воспоминания семейные личные, служебные, общественные и проч. 1842–1882. Одесса, 1913. Жуковский — Полное собрание сочинений В. А. Жуковского: В 12 т. СПб., 1902. Зейдлиц — К. К. Зейдлиц. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. СПб., 1889. Из бумаг… — Из бумаг графа М. Н. Муравьева. СПб., 1898. Из собрания… — Из собрания автографов Императорской публичной библиотеки. Письма и записки к Н. И. Гнедичу. Письма князя Вяземского. СПб., 1898. Иллюстр. оп. — Иллюстрированное описание торжеств бракосочетания Государя Наследника Цесаревича и Государыни Цесаревны. <СПб., 1867; ценз. разр. 8.02.1867.> Катков — М. Н. Катков. Собрание передовых статей Московских ведомостей: 1866 год. М., 1897. Капнист — Сочинения графа П. И. Капниста. М., 1901. Т. 1. Киприанович — Г. Я. Киприанович. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с...
Входимость: 7. Размер: 152кб.
Часть текста: вообще стихотворений Тютчева, то нет сомнения, что это произведения высшего порядка, полная и чистая поэзия. <…> у Тютчева есть порывы, стоны и крики, тонкости и наивности, не уступающие никаким увлекающимся и заливающимся в своем пении поэтам. Непоэтического, прозы, у него нет в стихах, и всю свою поэзию он даёт нам в виде настоящего, чистого золота, каким она явилась у него в душе. Он был человек глубокого образования и тонкого вкуса, и это отразилось и на содержании и на форме его стихов. Кто возьмет его, как он есть, тот испытает самое полное наслаждение, какое может дать поэтическое творчество. 1886 Страхов Николай Николаевич (1828-1896) - публицист, литературный критик; член-корр. Петерб. АН (1889). Из статьи «Вместо предисловия». - «Аксаков», с. 4. Петр ЧАЙКОВСКИЙ <…> Стих: «нежней мы любим и суеверней» («Последняя любовь» - стихотворение Ф. И. Тютчева. - В. Д.) служит превосходнейшим доказательством того, что и русский стих способен к тому чередованию двух- и трёхдольного ритма, которое так пленяет меня... 1888 Чайковский Пётр Ильич (1840-1893) - композитор. Из письма к К. К. Романову от 21.09.1888 г. - Чайковский П. И. Т. 14. Литературные...
Входимость: 5. Размер: 40кб.
Часть текста: творчества давно уже скомпрометировал себя — и только в школе ещё можно услышать утверждения вроде: “Достоевский рано столкнулся с бедностью, поэтому его герои — бедные люди”. Ю. Н. Тынянов писал в статье «Вопрос о Тютчеве» (1923): “Легко, конечно <...> искать в его биографии, биографии знаменитого острослова, тонкого мыслителя, разгадки всей его лирики, но здесь-то и встречают нас знаменитые формулы: «тайна Тютчева» и «великий незнакомец»” (Тынянов 1977. С. 38). Ещё категоричнее высказался Н. Я. Берковский: “Биографический метод бессилен перед лирикой Тютчева. Биографический метод притязает на объяснение, и к тому же исчерпывающее, всего, что сотворил поэт. В отношении Тютчева загадкой, предметом, требующим особого толкования, становится сама биография — так мало соизмерима она с содержанием и характером его лирической поэзии. Биограф должен проделать обратный путь — не от биографии к поэзии, но от поэзии к...
Входимость: 3. Размер: 42кб.
Часть текста: встречи двух поэтов в 20-30-е гг. крайне редки, можно говорить об объединяющем их московском культурном пространстве , связанном с именами А. Тургенева и Киреевских-Елагиных [Осповат, 15-16]. Другой ракурс этого же аспекта - взаимоотношения литераторов (как такое определение ни малоприменимо по отношению к Тютчеву) - связан, прежде всего, с пушкинским «Современником» и историей публикации там тютчевских «Стихотворений, присланных из Германии». Во-вторых, существует историко-типологический аспект темы. При таком повороте темы лирическое наследие обоих поэтов рассматривается в контексте литературных направлений, течений и школ. При этом исследователь оперирует такими понятиями, как «школа Жуковского», «философская поэзия» или «русский романтизм», и сопоставляет такие суммарные стилистические черты наследия двух авторов, как, например, типы словоупотребления, мелодические фигуры или структуры поэтических сюжетов. Традиции такого сопоставления были заложены еще опубликованной в 1830 г. статьей И. Киреевского, причислявшего Тютчева к поэтам «немецкой школы», возникшей под воздействием Жуковского. Наконец, третий аспект темы - интертекстуальный; в центре...
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Часть текста: литературных и общественных картин прожитого периода» 2 . С. Н. Дурылин отнюдь не преувеличивал, утверждая, что «ни один русский писатель не мог бы похвалиться таким числом европейских знакомств, как А. И. Тургенев» 3 ; но гораздо более обширным (практически необозримым) был круг тех соотечественников, с которыми Тургенев переписывался, приятельствовал или время от времени встречался в Петербурге и Риме, Париже и Вене. Тютчев до сих пор представлялся достаточно периферийной фигурой в этом кругу (немногочисленные сведения об его контактах с Тургеневым относятся преимущественно к 1840-м годам). Между тем, как явствует из публикуемых записей, взаимоотношения Тургенева и Тютчева, продолжавшиеся более десяти лет, носили весьма нетривиальный характер. Знакомство состоялось 30 июля 1832 г. — на другой день после прибытия Тургенева в Мюнхен 4 . Любопытно, что русский путешественник, изъездивший едва ли не всю Германию, в столице Баварии оказался впервые. Подобно тому, как Веймар привлекал его возможностью общения с Гёте (с которым он беседовал в 1826 и 1829 гг. 5 ), а Бонн — лекциями Б. Нибура и А. -В. Шлегеля, в Мюнхен давно звал Тургенева интерес к личности и философии Шеллинга (24 августа 1825 г., в день личного знакомства с Шеллингом, Тургенев записал в дневник: «Я не ожидал встретить в К<арл>сбаде первую теперь мыслящую голову в Германии» 6 ). Шеллинг был главной знаменитостью среди тех ученых, которые переселились в Мюнхен по приглашению короля Людвига I 7 , занявшего баварский престол в 1825 г. и вознамерившегося превратить свою столицу в «новые Афины» — средоточие наук и художеств. Нового баварского короля воспитали идеалы романтической эпохи: питомец Геттингенского университета (он учился одновременно с Александром Тургеневым и А. С. ...
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: темы. Републикуя значительную часть СПГ в своей статье «Русские второстепенные поэты», Некрасов вновь пытается вписать Тютчева в литературный (журнальный) контекст (см. об этом: [Дарвин 1977]). Будучи опытным журналистом, Некрасов, подписавший статью прозрачными инициалами «Н. Н.», напоминает читателю о генетической связи своего журнала с журналом пушкинским и одновременно обвиняет русскую читающую публику (и, разумеется, коллег-конкурентов по критическому цеху, не заметивших «первостепенного» тютчевского таланта), в близорукости. Несомненно, имя автора СПГ не было для Некрасова тайной 4 , однако он не раскрывает криптонима. Раскрытие имени автора СПГ связано с эпизодом, подробно освещенным А. Л. Осповатом [Осповат 1989–а, 501–502]. В том же 1850 году Погодин публикует в «Москвитянине» несколько тютчевских текстов (подписанных тремя астерисками), сопровождая первую публикацию (три стихотворения в апрельском номере, № 7) редакционным примечанием,...
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: Тынянова, явился результатом разложения монументальных форм поэзии XVIII века и был найден им в творчестве немецких романтиков (Тынянов упоминает Гейне, Уланда и Кернера). Для Тынянова при этом принципиально противопоставление тютчевского фрагмента близким явлениям: «Фрагмент как средство конструкции был осознан тонко и Пушкиным; но “отрывок” или “пропуск” Пушкина был “недоконченностью” большого целого. Здесь же он становится определяющим художественным принципом» [Тынянов 1977, 43]. Тынянов указывает на характерные внешние признаки «фрагмента» (краткость, открытость зачинов при продуманности композиции) и на семантические следствия такой композиции: «Фрагментарность, малая форма, сужающая поле зрения, необычайно усиляет все стилистические ее особенности. И прежде всего, словарный колорит» [Тынянов 1977, 46]. Для нашей работы особенно важно еще одно замечание Тынянова, связанное уже не с синтактикой и семантикой жанра, а с его прагматикой. Именно это замечание Тынянова явилось отправной точкой нашей работы: «Эта фрагментарность сказывается и в том, что стихотворения Тютчева как бы “написаны на случай”. Фрагмент узаконяет как бы внелитературные моменты; “отрывок”, “записка” — литературно не признаны, но зато и свободны. (“Небрежность” Тютчева — литературна.)» [Тынянов 1977, 44]. (Характерно дважды повторенное «тютчевское» «как бы» в этом кратком пассаже Тынянова.) Именно прагматический аспект, с нашей точки зрения, должен быть определяющим при подходе к тютчевскому «лирическому фрагменту». Тыняновская точка зрения утвердилась в исследовательской традиции. При этом основное внимание уделялось тезису о связи лирики Тютчева с поэзией XVIII века, вопрос же о фрагментарности, видимо, как самоочевидный, выносился за скобки. Обзор основных точек зрения на эту проблему дан в...
Входимость: 3. Размер: 92кб.
Часть текста: роста, с походкою небрежною, переваливающеюся, он внешним образом как будто выражал внутреннего человека: в этой внешней личности было что-то похожее на небрежность ко всему, что не было духовно, а было вещественно; самое его тело словно казалось ему тягостью, которую он осужден влачить ... » 2 . В своей биографии поэта И. С. Аксаков закрепляет это противопоставление; в аксаковском портрете Тютчева, ставшем каноническим, соседствуют физическая немощь и «духа мощного господство» (по выражению А. А. Фета 3 ): «Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнаженный, необыкновенной красоты лоб, всегда оттененный глубокою думой; с рассеянием во взоре, с легким намеком иронии на устах, — хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной, неугомонной мысли» 4 . Как же отобразился облик поэта в его прижизненных портретах? Известная нам прижизненная иконография Тютчева довольно обширна — ее составляют 26 портретов, сделанных в разные годы жизни поэта. 22 из них хранятся в Муранове, остальные четыре находятся в других хранилищах Советского Союза 1 * . Ранние портреты (1800—1820-х годов) разнообразны по технике исполнения: акварель на фарфоре, пастель, масло, итальянский карандаш. Имена художников, писавших эти портреты, до нас не дошли. 1830-м годам принадлежит только один портрет: он был написан в 1838 г. в Мюнхене художницей-дилетанткой графиней Ипполитой Рехберг. Эпоха рождения и расцвета дагерротипии (1840-е годы) оставила нам...
Входимость: 3. Размер: 39кб.
Часть текста: Остермана-Толстого, пользовавшегося влиянием в правительственных кругах [Динесман, 2004. С. 6]. Само место, которое занял Тютчев, – чиновник «сверх штата» (или «внештатный атташе») – было «более чем скромным». Действительно, «внештатный атташе» не входил в штат миссии, а следовательно, не имел ни конкретных обязанностей, ни жалованья 3 . Тем не менее, для восемнадцатилетнего юноши, едва сошедшего со студенческой скамьи, подобное назначение считалось большой удачей. Предполагалось, что талант, усердие, благоволение начальства и счастливый случай помогут молодому человеку продвинуться по служебной лестнице и сделать дипломатическую карьеру. К тому же предстоящая жизнь в баварской столице, расположенной вблизи Франции и Италии, сулила возможность непосредственного соприкосновения с западно-европейской культурой, а может быть, и с ее выдающимися представителями, – справедливо замечает Т. Г. Динесман. Тютчевский знакомец по университету М. П. Погодин отозвался об этом назначении словами: «Чудесное место!» [Динесман, 2004. С. 6]. Пребывание Тютчева в Баварии, пусть косвенным образом, но весьма сильно повлияло на его поэтическое творчество: глубокая рецепция им немецкой философской и поэтической традиций, в частности, поэзии Генриха Гейне [Тынянов, 1977], обусловлена не только философской и литературной модой в тогдашней России, но и личными впечатлениями от жизни в Германии. Сама же по себе служба в Мюнхене не была обременительной и не имела большого значения с точки зрения внешнеполитических интересов России: «В начале 1820-х годов Бавария не играла особо значительной роли в европейской политической жизни; при этом баварская дипломатия всецело ориентировалась на Россию. В результате у...